Как охотники за деньгами узнают номера наших мобильных телефонов и имена?

Дистанционные преступления сегодня — это широко разветвленная и структурированная схема международного уровня. Как рассказали «Голосу Череповца» в полиции, иерархия представляет собой пирамиду, в основании которой находятся дропы — так называют людей, которые обналичивают деньги, украденные с банковских карт потерпевших. У каждого «специалиста» в этой схеме своя должность и обязанности, друг друга они не знают, но получают свою «зарплату». В 2019 году от действий мошенников уже пострадали более двух тысяч вологжан.

«Фиксирую вашу информацию»

Сегодня о мошенниках, которые могут оставить без денег на счетах, не знает разве что младенец. По данным УМВД, три четверти потерпевших в результате дистанционных преступлений были информированы о том, как именно «работают» мошенники. То есть люди знали, что обманным путем из них могут «вытянуть» деньги, но все равно перевели их. Почему? Чтобы наглядно объяснить людям, каким образом мошенники вводят их в заблуждение, что и как говорят, мы решили привести конкретный пример. В нашем распоряжении оказалась аудиозапись диалога с мошенником. Предоставила ее читательница «Голоса Череповца» Евгения. На прошлой неделе звонок поступил на номер мобильного телефона ее знакомого. Представляем печатную версию разговора череповчанина с некой женщиной.

— Сергей Геннадьевич?
— Да.
— Здравствуйте. Сбербанк беспокоит вас, финансовый отдел. Наталья. Сориентируйте, пожалуйста, перевод на сумму 4 565 рублей на имя Ефремовой Ирины Александровны вы выполняли самостоятельно?
— Не-е-ет (удивленно и обеспокоенно), я не делал такого перевода. А что случилось?
— Дело в том, что поступила заявка с вашего смс-банкинга 7 минут назад. Вы данные действия подтверждаете?
— Ни в коем случае! (волнуясь). Я такую женщину и знать не знаю!
— Фиксирую вашу информацию. Карта нашего банка находится у вас?
— Да.
— Сергей Геннадьевич, я тогда фиксирую заявку о мошеннических действиях по вашей карте и протокол 5702 «хищение персональных средств клиента третьими лицами» (произносится быстро). Для авторизации данных заявок нам нужна подпись ваших слов под записью разговора. Что вам будет удобно предоставить: код клиента либо номер вашей действующей карты? Слушаю!
— В смысле, не понял… (растерянно) Код клиента — это что такое?
— Код клиента — это восемь цифр, которые находятся на первой странице вашего договора.
— А где я этот договор-то возьму теперь? Его не найти, наверное.
— …Или номер вашей действующей карты.
— Это то, что на карте написано?
— Совершенно верно. На лицевой стороне 16 цифр — 4 блока по 4 цифры.
Далее инициативу в диалоге взял на себя череповчанин — он вовремя догадался, что его разводят. Мужчина сообщил девушке, что карта сейчас не при нем, и пообещал перезвонить на горячую линию банка позже. С этого телефонного номера его больше не беспокоили.

Прослушав разговор несколько раз, я сделала следующие выводы.

Во-первых, речь «работника» банка была уверенной. Фразы явно произносились женщиной уже неоднократно. Во-вторых, собеседница повторяла фразу из оборота деловой речи — «фиксирую вашу информацию», — что придавало «весомости» ее речи. Как и обращение по имени и отчеству.
В-третьих, злоумышленник не просил у человека данные его карты, а предлагал альтернативу — заведомо невыигрышную. Многие из нас помнят цифры договора с финансовым учреждением? Да что там, большинство не сразу вспомнят, что такой договор вообще есть.
В-четвертых, мошенники всегда находятся в реальном информационном пространстве, выстраивая свои версии согласно информационным поводам. Так, среди населения ведется профилактическая работа, и эти мошенники быстро сориентировались, «спасая» клиентов банка от мошенников, то есть от самих себя.

«Скидки» работают

Вооружившись вопросами, отправляемся в отдел уголовного розыска городского отдела УМВД.
В структуре угро создано специальное подразделение по раскрытию дистанционных преступлений. Работы у оперативников хватает. Заявления от граждан, ставших жертвами того или иного вида мошенничества, поступают ежедневно и не по одному.

Злоумышленники действуют не только умно, но и нагло.

— Они поняли, насколько доверчивы люди и как использовать это качество для получения личной выгоды, — рассказывает начальник отделения по раскрытию дистанционных преступлений отдела уголовного розыска Сергей Булыгин. — Если раньше они звонили и «работали» только по одной карте, то сейчас нередко опустошают все банковские счета человека. Например, клиент сообщил данные одной карты, а злодей спрашивает: «У вас есть карты других банков?» А у большинства они есть. И тогда мошенник говорит, что они взаимодействуют с другими банками, и «переключает» абонента на своего коллегу — такого же злоумышленника.

Мошенники ловко используют в своей работе такую эмоцию, как страх. Нет, речь идет не о запугивании, а о страхе человека потерять свои сбережения. Вариации могут быть разные: перевод денег в другой регион или абстрактному Иванову Ивану Ивановичу, запрос на изменение ПИН-кода или то, что «карта заблокирована». Злоумышленник уверенно направляет разговор в нужное русло, и у человека складывается ощущение, что он может предотвратить хищение денег, но сделать это нужно быстро.

— Те, кто совершает звонки, имеют четкую схему вопросов, которые необходимо задать человеку, — продолжает Сергей Булыгин. — Возможные ситуации ответов абонента прорабатываются заранее. Причем этот принцип характерен и для других видов мошенничеств. Нам рассказывала задержанная череповчанка, которая продавала бабушкам по завышенной цене какой-то медицинский прибор. «Предлагаю я, — говорит, — бабуле аппарат, а она сомневается: мол, дорого. По инструкции я беру свой телефон, якобы звоню в свою фирму. И там мне подтверждают, что клиентам «за 80» предусмотрена скидка 50 %. Передаю это бабуле, она без раздумий соглашается — по сниженной цене ведь! Вообще схема со скидками срабатывает почти стопроцентно».

Украинский след

Откуда мошенники узнают персональные данные людей, ведь они обращаются к человеку по имени и отчеству?

— Вот смотри, — оперативник открывает на экране своего мобильного телефона приложение «Банк онлайн». Нажимает на кнопку «перевод по номеру мобильного телефона». — Диктуй цифры своего номера телефона… Вот — высветилось «Марина А.». Имя и первая буква отчества. А раньше в этой графе указывалось имя, отчество и первая буква фамилии. Подставляй номера и получай данные — все в открытом доступе. Где мошенники черпают телефонные базы? Покупают.

Дистанционные преступления с банковскими картами представляют собой разветвленную сеть ходов и звеньев. Есть «телефонные менеджеры», которые совершают обзвон людей. Как правило, они проходят минимальное обучение или инструктаж. Есть дропы — это люди, которые обналичивают денежные средства, поступившие с карт потерпевших (перед этим средства неоднократно переходили со счета на счет). Следующее звено — дроповоды, которые смотрят за тем, чтобы дропы не присвоили себе деньги.

Пригляд нужен и за самими дроповодами, ведь в их руках оказываются миллионы рублей, — это следующее звено, и так далее к острию пирамиды. Каждый из участников схемы получает вознаграждение за свои «труды», друг о друге они ничего не знают.

Преступная сеть опутывает все регионы России, затрагивает и другие государства.

— У нас есть основания полагать, что организаторы дистанционных мошенничеств проживают на Украине, — продолжает Сергей Булыгин. — Во-первых, в речи звонящих «сотрудников банка» часто слышен ярко выраженный украинский акцент. Во-вторых, мы выясняли, что платежи проходили в Днепропетровске, а IP-адреса, с которых осуществлялись переводы, территориально находятся в Киеве.

Не компенсировали, а украли

Есть и еще одна схема, когда мошенники вынуждают граждан диктовать им данные карт. Неизвестные сулят компенсации и возмещение ущерба. Это рассчитано на людей, которые в прошлом уже были обмануты: заказывали БАДы, а те оказались неэффективными или вовсе не дошли до заказчика; потеряли все сбережения в финансовой пирамиде; пострадали от действий лжецелителей, заказывали товары в интернет-магазине. У оперативников есть основания полагать, что мошенники тех лет продают базы данных клиентов своим «коллегам». И люди снова верят злоумышленникам!

Недавний случай. 59-летней череповчанке поступил звонок якобы от работника прокуратуры Москвы. Мужчина сообщил, что женщине полагается компенсация за приобретенные ранее БАДы (товар был некачественный). Чтобы получить компенсацию, необходимо перечислить определенную сумму денег. Вообще на телефон этой череповчанки позвонило много «специалистов». Сотрудники банка говорили, что они готовы перечислить компенсацию — 10 % стоимости БАДов. Из полиции сообщали, что отрабатывают банду мошенников, которых нужно обязательно поймать с поличным. И все они просили женщину продолжать отсылать им денежные переводы. Следующий звонящий «из органов» пояснил, что полицейские оказались коррумпированы и нужно их подловить на мошенничестве… Женщина верила и отправляла перевод за переводом. Общая сумма ущерба составила 7 млн 175 тысяч рублей!

Перезванивайте сами!

Звонок от мошенников может поступить на любой телефон. Не исключено, что завтра позвонят и вам. Что должно насторожить в разговоре?


— Как только человек будет просить вас сообщить данные карты — номер, дата выпуска (на лицевой стороне) и три цифры кода на обратной стороне — не сомневайтесь, вы говорите с мошенником, — предупреждает Сергей Булыгин. — Часто они звонят с номера, который очень похож на телефон горячей линии банка или полностью идентичен ему. Есть сомнения, что действительно происходит несанкционированное списание денег с вашей карты? Сбрасывайте звонок и набирайте номер горячей линии банка, он указан на карте. Подчеркиваю — не нажимайте кнопку «перезвонить», а набирайте цифры самостоятельно!

— Но как людям понять, когда их хотят обмануть? Ведь достаточно часто нам звонят реальные работники банков, куда перечисляется наша зарплата, пенсия и пр.?

— Такие звонки действительно бывают, чаще всего в информационно-рекламных целях. Клиентам сообщают о снижении ставок, предлагают кредит или ипотеку. Но повторюсь, реальные банковские работники никогда не будут спрашивать у клиента данные его карты. В кредитных организациях определены конкретные ситуации, при возникновении которых банк может заблокировать денежный перевод или позвонить с вопросом владельцу карты. Например, если происходит неоднократное списание одной и той же суммы денег, или когда обналичивание денег с карты клиента происходит на другом конце земного шара, или когда со счета снимается крупная сумма денег. В каждом банке разработан свой алгоритм действий, которые носят предупреждающий характер и не являются обязательными для исполнения.
 
Мошенник с колоколом

Мошенничества с банковскими картами остаются самыми распространенными в общем количестве дистанционных преступлений. Но действуют и другие схемы обмана, когда злоумышленники уговорами, хитростью, обманом заставляют вологжан отдать им свои деньги.

Житель Великого Устюга продавал церковный колокол, металлоискатель и станок для обработки металла, хотя не имел в наличии ни того, ни другого, ни третьего. 33-летний мужчина размещал объявления о продаже товаров на сайтах в Интернете. Причем предлагал их по цене в десятки раз ниже, чем у конкурентов или в магазинах. На такую «приманку» не могли не клюнуть покупатели. Продавец сразу предупреждал — он работает по полной или частичной предоплате. Как мужчина убеждал клиентов, что товар действительно у него есть? Зло-умышленник проявил изобретательность. В Интернете он скачивал фотографии и видеоролики товара, монтировал из них свой ролик. Люди (клиентами были жители других регионов) переводили деньги, получали в ответ фотографию квитанции и ждали товар. Когда тот не пришел, а продавец перестал выходить на связь, люди поняли, что их обманули, и обратились в полицию.

Сотрудники полиции установили личность подозреваемого. На сегодняшний день расследование уголовного дела завершено, материалы переданы на рассмотрение в суд.
41-летний житель Вологды в одной из групп социальной сети заказал шуруповерт. Товар был отправлен по почте. Забрав посылку, вологжанин оплатил ее стоимость — 4 500 рублей. Но вместо шуруповерта в ящике оказалась обычная отвертка с насадками. Мужчина обратился в полицию.
29-летняя череповчанка заказала в интернет-магазине два телевизора и пылесос. Девушка перевела на номер карты, продиктованный продавцом, 47 тысяч рублей. Но технику так и не получила.

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»