35media.ru

Как защитить ребенка дома, в школе и на улице

Любой сознательный родитель для нормальной жизнедеятельности своего ребенка стремится обеспечить его одеждой, питанием, школьными принадлежностями, досугом. Это очевидно. Но к этому всему нужно обеспечить его и «щитом безопасности». Как это сделать, «Голосу Череповца» рассказали специалисты благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь».

Благоприятная среда


«Что такое безопасность? Это благоприятное состояние окружающей среды человека, — говорит Регина Ситникова, руководитель проекта «Территория счастливого детства» БФ «Дорога к дому». — У ребенка должно быть комфортное состояние в том месте, где он находится. Это может быть школа, улица или его квартира».

Как правило, специалисты рассматривают три среды, окружающие ребенка: а) труд и учеба, б) отдых и питание и в) места с повышенным количеством угрожающих жизни факторов. А безопасность его жизнедеятельности в обществе условно делят на три вида: духовная, нравственная и экономическая.

— Под рукой у ребенка всегда должен быть телефон с номерами родителей, родственников и знакомых, к которым он может обратиться в случае необходимости, — говорит Ирина Корсакова, психолог проекта «Территория счастливого детства» БФ «Дорога к дому». — Также в телефон должны быть внесены номера всех экстренных служб, куда он может обратиться за помощью. Кроме того, дома, на видном месте, должна быть бумажная памятка со всеми этими номерами.

Родитель всегда должен знать, где и с кем находится ребенок. Знать, кто входит в его компанию, в каких местах он обычно гуляет с друзьями. При возможности обеспечить смарт-часами.

Чтобы дом был крепостью

Редкий родитель сомневается в безопасности своего ребенка, когда тот находится дома. Как говорится, «хорошо тому, кто в своем дому». Но и тут есть о чем задуматься и каким мерам предосторожности обучить свое чадо.

По словам Регины Ситниковой, находясь дома, ребенок может подвергаться ряду опасностей (в квартире, подъезде, лифте). Он может стать жертвой разбойного нападения, ограбления, сексуального домогательства. Угрозу могут нести и общение в Интернете или банальные электроприборы.

— Во-первых, родитель должен рассказать ребенку о наличии электроприборов, их назначении, последствиях неправильной эксплуатации. Информация должна быть доступно изложена, чтобы он в случае необходимости смог без труда применить ее на практике.

К примеру, родитель может сказать: «Перед включением того или иного прибора вытри руки, они не должны быть мокрыми, потому что тебя может ударить током». Или предупредить о том, что нельзя одновременно включать в сеть несколько приборов, чтобы избежать пожара. Вроде мелочи, а важно.

— Научив пользоваться бытовой техникой, нужно дать разрешение на пользование, — подхватывает Ирина Корсакова. — Ребенок должен расширять границы самостоятельности, быть в состоянии, к примеру, подогреть себе еду в микроволновке, а не сидеть голодным. Но предварительно его следует обучить. Схема такая: покажи — сделай вместе с ребенком — посмотри, как сделает сам.

Что касается Интернета, специалисты советуют:
предупредить ребенка, какие сайты он может посещать, а какие не может;
проверять те сайты, которые он посещает (просматривать историю браузера);
по возможности заблокировать сайты, которые по возрасту он не должен посещать.
— Ребенок может оказаться не готов к той информации, которую получит в Интернете (допустим, криминального характера), что, в свою очередь, может привести к психологическим или психическим расстройствам. Поэтому родитель должен быть начеку, — поясняет Регина Зотиковна.

Школьные угрозы

Самая актуальная тема школьной жизни — буллинг.

— К сожалению, издевательства и унижения в отношении одного ученика со стороны других учащихся или учителей стали распространенными, — говорит Регина Ситникова. — Отсюда синдром неполноценности и комплексы ребенка.
По словам специалистов, сложность ситуации в том, что такие дети в основном не делятся своей бедой с родителями. Чтобы знать, что происходит с ребенком в школе, нужно быть в постоянном контакте со школьными работниками — классным руководителем, психологом, социальным педагогом. И конечно же, со своим ребенком.


— В случае если факт буллинга выявлен, не бойтесь менять школу, — советует Ирина Корсакова. — А дома поднимайте авторитет ребенка с помощью похвалы, одобрения его действий, поручения ответственных заданий. Акцентируйте внимание на положительных чертах ребенка. Создавайте ситуацию успеха.

Уличные подвохи

Самое богатое место на угрозы и опасности — улица. Тут ребенка ждут самые разные испытания.

— Первое, что нужно сделать перед тем, как отправить ребенка одного в то или иное место, — сформировать безопасный маршрут движения, — говорит Регина Зотиковна. — Необходимо продумать каждый шаг и поворот, который предстоит сделать ребенку. Маршрут до школы лучше выбирать по обустроенным дорожкам и пешеходным переходам. Не стоит срезать несколько метров, жертвуя безопасностью в угоду экономии времени. Лучше потрать лишние пять минут на безопасный маршрут, чем получить необратимые последствия.

Когда речь зашла о соблюдении Правил дорожного движения, специалисты отметили, что бич нашей молодежи — наушники в ушах. Переходя дорогу, ребенок так увлечен тем, что в наушниках, что ничего не видит и не слышит. Надо приучать его вынимать их из ушей, прерывать телефонный разговор и написание СМС-сообщения, снимать капюшон (если он надет).

Еще одна большая проблема — езда на велосипеде. Надо приучать ребенка спешиваться перед пешеходным переходом и везти велосипед рядом, пересекая проезжую часть.

Прогулки ребенка в темное время суток должны быть ограничены определенным временем. До 16 лет — до 22 часов, до 18 лет — до 23 часов. «Не пускать ребенка гулять нельзя. Он должен общаться, учиться входить в социум, — говорят специалисты проекта «Территория счастливого детства». — Объясните подростку, что нарушения комендантского часа влекут за собой постановку на учет. Научите ребенка, где и как он может гулять. Тогда и негативных последствий не будет».

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»