Как защититься от атаки мошенников с официальных номеров банков?

Недавно на мой мобильный номер поступил звонок с сообщением, мол, мы представители банка, где у вас есть счет, вы пользуетесь нашими услугами через функцию «онлайн-банк», и буквально несколько часов назад была предпринята попытка зайти в ваш личный кабинет из города Саратова и снять деньги. Далее последовали вопросы: «У вас есть родственники в Саратове? Давайте проверим надежность пароля для входа в ваш личный кабинет онлайн-банка, сообщите последние цифры карты» … Благодаря тому, что подписываюсь на вашу газету, я всегда в курсе происходящего в городе. Поэтому сразу вспомнила ваше предупреждение — никому не сообщать данные карты. Ответила, что обращусь в ближайший офис банка и решу проблему. В банк сходила, мне сразу сказали, что я общалась с мошенниками. Но у меня вопрос — звонок был с номера телефона, который везде указан как официальный номер телефона данного банка, ко мне обращались по имени и отчеству. Как же так происходит? Надежда Василевская

Комментарий по этой ситуации дали в  пресс-службе отделения по Вологодской области Северо-Западного главного управления Банка России:

— Действительно, в последние месяцы участились случаи телефонного мошенничества с подменой номеров телефонов. При этом номер входящего звонка отражается на экране телефона как официальный номер банка.

Чаще всего злоумышленники звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Преступник представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которую нужно немедленно заблокировать и для этого сообщить ему все реквизиты карты, коды доступа или даже перевести деньги на другой счет.

При этом собеседник обращается к человеку по имени и отчеству, может назвать номер и срок действия карты. Эти сведения, как правило, попадают к мошенникам заранее из открытых источников, например из социальных сетей или путем фишинга (это вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей).

Мошенники хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра. Все это помогает убедить растерявшегося человека, что с ним якобы разговаривает сотрудник банка.

Но в любом случае, если даже сотрудник банка пытается получить у вас конфиденциальную информацию о ваших картах и счетах, лучше сразу положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно. Ни в коем случае не перезванивайте по тому номеру, с которого вам звонили, вы можете снова попасть к мошенникам! Наберите номер вручную, он указан на обратной стороне карты и на официальном сайте банка.

Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка. Если клиент сам сообщит преступникам секретную информацию, которую нельзя разглашать, вернуть деньги через банк, скорее всего, не получится.

Если вам сообщают, что по вашей карте проходят транзакции без вашего ведома, не стоит паниковать и спешить. Если банк на самом деле выявил подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее, самостоятельно позвонив в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет.

Газета «Голос Череповца»