35media.ru

Не врезайся и старей

Девятого января стартовал первый этап реформы по либерализации системы обязательного автострахования, цель которой — переход к индивидуальному тарифообразованию. Будут учитываться стаж, возраст и уровень аварийности водителей.

Больше вариантов

В среду, 9 января, вступило в силу указание Банка России о расширении тарифного коридора ОСАГО.

Так, диапазон ставок базового тарифа для легковых автомобилей физических лиц увеличен на 20 % в обе стороны и теперь составляет 2746 — 4942 рубля. Прежняя базовая ставка могла колебаться от 3432 до 4118 руб-

лей. Для владельцев мотоциклов и мотороллеров тарифы на полисы снизились (нижняя граница — на 20 %, верхняя — на 10,9 %) и составляют теперь 694 — 1407 рублей вместо прежних 867 — 1579 рублей.

Для такси тарифный коридор также расширен в обе стороны: 4110 — 7399 рублей, а не 5138 — 6166 рублей, как раньше. Для юридических лиц ставка базового тарифа составляет теперь 2058 — 2911 рублей (ранее 2573 — 3087 рублей).

Серьезные изменения произошли и в системе коэффициентов, которые используются при расчете цены полиса. Множитель «возраст — стаж» теперь разделен на 58 категорий вместо прежних четырех. Ранее система была менее гибкой и разделяла водителей на тех, кому уже исполнилось 23, и тех, кому еще нет. По стажу — до трех лет или больше.

При этом для молодых водителей коэффициент стал выше, а для опытных автомобилистов старшего возраста — ниже. Например, для водителей старше 59 лет и со стажем от шести лет множитель снижен до 0,93, что соответствует скидке в 7 %.

Кроме того, изменилась система присвоения коэффициента бонус-малус (КБМ), в основе которого лежит страховая история водителя. Его будут присваивать раз в год — 1 апреля, а действовать он будет до 31 марта.

Что это означает: выпускник автошколы начинает с единицы, а дальше каждый год при отсутствии страховых случаев его КБМ будет уменьшаться на 5 %. Для получения минимально возможного коэффициента (0,5) водителю потребуется 10 лет безаварийной езды. Если же в аварию он все-таки попадает, его КБМ (а значит, и цена полиса) увеличивается на 55 %.

В череповецком офисе одной из страховых компаний газете «Речь» пояснили, что для автолюбителей с большим стажем вождения стоимость полиса ОСАГО в результате может несколько снизиться. Опасаться изменений больше стоит водителям неопытным. Плюс нынешние нововведения позволят подходить к каждому клиенту более дифференцированно. За страховку в итоге придется переплачивать тем, кто чаще попадает в аварии. Будет ли этот факт дисциплинировать водителей? Безусловно.

По науке

Не исключено, что при разработке нововведений использовались такие исследования, как, например, глобальное исследование рынка ОСАГО в России, которое проводил Финансовый университет при Правительстве РФ. Было проанализировано более 100 млн полисов автогражданки за четыре года (с 2014-го по 2018-й), после чего выяснилось, что самые рисковые водители — это молодежь 18 лет, а самые безаварийные — пенсионеры с 58 до 65 лет.

Есть и еще одна закономерность: если совсем молодой и, например, сорокалетний водители вместе окончили автошколу, то шансов, что в аварию попадет скорее первый, значительной больше.

«Нас самих удивило наблюдение, что водитель с опытом вождения, скажем два года в 20 лет является более рисковым, чем водитель в возрасте 30 лет и с аналогичным опытом вождения. В свою очередь, сорокалетний водитель с аналогичным стажем вождения будет еще менее рисковым. Получается, что профиль риска по возрасту не компенсируется приростом стажа водителя. В этой связи переход на узкие группы в зависимости от возраста и стажа, предложенный Банком России, является первым шагом к индивидуализации тарифа», — цитирует руководителя исследования профессора Цыганова пресс-служба информационного проекта «Общественная экспертиза».

Илья Драницин