Четверть россиян экономят жестко
Анализ социально-экономического положения и самочувствия россиян провели эксперты РАНХиГС. Они разделили полученные данные по четырем зонам: зона бедности, зона потребительского риска, зона возможных изменений и зона потребительского комфорта.
В первую зону вошли респонденты, чьи доходы не позволяют приобретать минимально необходимый набор продуктов (22 %).
В зону потребительского риска вошли 35,6 % опрошенных. На свой заработок они могут купить нормальную еду и одежду, но приобретение предметов длительного пользования (бытовые приборы, смартфоны и компьютеры) вызывает большие трудности. Перспектива повышения дохода у них отсутствует.
Зона возможных изменений — это 14,1 % респондентов. Ее можно поделить на две группы. У первой группы финансы позволяют обеспечить нормальное питание и одежду, покупка предметов длительного пользования вызывает сложности, но сами респонденты полагают, что уровень их материальной обеспеченности вырастет. Вторая группа — те, кто может позволить себе покупку товаров длительного пользования, но ожидает ухудшения материального положения.
В последнюю зону вошли 28,3 % опрошенных. Они могут позволить себе нормальное питание, одежду, а также предметы длительного пользования и не считают, что уровень их дохода снизится.
Как заявили исследователи, на фоне исчерпания «запаса прочности», дополненного сокращением социального капитала, в последнее время фиксируются рекордные объемы потребительского кредитования. Так, в октябре 21,7 % опрошенных испытывали трудности с выплатой кредита и переживали, что такая ситуация может вскоре произойти. В феврале 2015 года о подобной ситуации заявляли всего лишь 15,2 % опрошенных.
В 2015 — 2016 годах у населения была стратегия жесткой экономии. С 2017 года в массовом сознании расширяется восприятие экономической ситуации как стабильной. Причем доля ожидающих улучшения финансового положения выше (26,5 %), чем доля ожидающих ухудшения (19,1 %).