Хотят сократить число алкомагазинов
Радикально — в два с половиной раза — в стране может уменьшиться число магазинов, которым разрешено торговать алкоголем. Одни эксперты предлагают такую меру в целях «укрепления общественного здоровья», другие сомневаются в ее эффективности.
Предложение о сокращении количества магазинов с алкоголем и табаком в России внес экспертный совет при правительстве. Об этом, как пишут «Известия», говорится в отзыве на проект по укреплению общественного здоровья. В документе, который направлен в Минтруда, утверждается, что сокращение числа торговых точек, продающих спиртное и сигареты, будет способствовать снижению чрезмерного потребления алкоголя и, как следствие, снижению показателя смертности. Чем больше в регионе торговых точек с алкоголем и сигаретами, тем больше распространенность употребления спиртного и табака.
Предложено на федеральном уровне установить лимит количества лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в зависимости от числа жителей. Число точек продажи табачной продукции следует сократить, ограничив их количество на определенной площади. Эксперты напоминают, что сейчас на 100 тысяч россиян приходится более 120 магазинов. К середине 2017 года в стране работало более 223 тысяч розничных точек с системой государственного учета ЕГАИС, из которых чуть более 43 тысяч приходилось на общепит. Для сравнения, в скандинавских странах на 100 тысяч человек приходится около 15 алкомагазинов. Таким образом, количество точек с алкоголем и табаком должно быть сокращено в 2,5 раза, до 50 точек на 100 тысяч человек.
Одновременно представители рынка напоминают изданию, что доля алкоголя в выручке того или иного магазина составляет 10 — 20 %, а в кризис достигала и 25 %. Для сравнения, доли молочной продукции и категории «фрукты, овощи» составляют по 10 % каждая. Именно поэтому любой продуктовый магазин стремится получить лицензию на продажу спиртного. К тому же алкоголь не только имеет существенную долю в выручке, но и формирует дополнительный трафик покупателей.
Эксперты считают, что пока в России невозможно реализовать скандинавскую модель продаж водки: для нашей страны она остается стратегическим товаром.
Андрей Савин