Как правильно хвалить ребенка?
«Молодец!», «Потрясающе!», «Дай пять!», «Какая красота!» — эти фразы мы часто слышим на детских площадках, в парках, школе, детском саду. То есть повсюду, где есть дети. Но мало кто из нас всерьез задумывался над тем, что означают эти слова. «Молодец» — это кто? А «потрясающе» — это как? «Дай пять» — это про что? Как маленькому ребенку понять, за что его похвалили? Ведь похвалили же! Похвала — это признание достижений и одобрение действий малыша. Поэтому нужно выбрать такие слова, которые выразят признание и одобрение.
Лично и конструктивноИсследования показывают, что разные типы поощрений по-разному влияют на детей. Ученые различают личностную похвалу и конструктивную (ее еще называют позитивной обратной связью). Давайте разберемся, в чем разница между понятиями и есть ли она.
Личностная похвала оценивает человека в общем: хороший, яркая личность, умный. Например, фразы «Ты хорошая девочка!», «Я тобой горжусь!» не обеспечивают ребенка конкретной информацией, которая поможет ему дальше развиваться в желаемом направлении. Нет конкретики: да, мной гордятся, но я не знаю точно — почему?
Конструктивная похвала имеет отношение к усилиям ребенка и фокусируется на подготовке, процессе и реальных результатах работы. Например: «Молодец! Ты много читаешь», «Умница, ты старательно готовишься к контрольной работе, повторил все правила», «Было интересно читать твое сочинение. Особенно хочу отметить прекрасный рассказ о собаке…».
Что дает позитивная обратная связь ребенку:— положительный посыл, стимул, поддержку, любовь; — ребенок видит себя с положительной стороны, а значит, получает уверенность в своих действиях и начинает управлять своим поведением.
Принципы позитивной обратной связи: — искренность, — конкретность (а не общие фразы), — непрерывность (часть образа жизни), — оперативность (чем ближе к событию, за которое хвалим, тем ярче и ценнее поощрение).
Конкретные советы. За что не следует хвалить?Не хвалите:— из жалости (дети это чувствуют),— второй раз за одно и то же достижение,— за то, что достигнуто не своим трудом,— из-за желания понравиться.
Совет родителям: воспользуйтесь замечательным воспитательным моментом, который называется опережающее одобрение. Похвалите ребенка с утра и как можно раньше! Это аванс на весь долгий и трудный день. И похвала на ночь (или просто поцелуй и ласковое слово) тоже не повредит. Укрепляйте веру ребенка в себя, продолжайте настраиваться положительно вопреки всему. Вот и вся работа с подсознанием. В похвале нуждается каждый ребенок, каждый человек!
Правила поощренияЗа что можно похвалить? И за красоту, и за хорошую память, и за умение рисовать. Но гораздо важнее поощрять старания, усилия, движение вперед. В поощрении нуждается не только конечный результат. Ребенка необходимо поддерживать во время всей деятельности, на каждом этапе. За упорство, маленькие победы на любой стадии движения к цели. Научите получать удовольствие от самого процесса работы.
Наградой может быть вовремя сказанное слово поддержки, радостные эмоции родителей, а также интересное дело, поход вместе на природу, спортинвентарь или развивающая игрушка в подарок.
И очень часто нужно поощрять просто так — от чистого сердца. За уникальность, неповторимость. Радуя ребенка без причины, вы учите его радовать других.
Наталья Лысенко, специалист службы оперативной помощи программы «Дорога к дому» для газеты «Голос Череповца»