Как справиться с трудным возрастом?
У меня два сына, и, естественно, «детская» тема для меня небезразлична и всегда актуальна. Старшему сыну Диме в ноябре исполнится 12 лет. Младшему сыну Мише девять лет, в феврале будет десять. Возраст неумолимо движется в сторону «трудный», «переходный». Наверное, многим родителям знакомы проблемы, связанные с переходом ребенка от детства к юности. Ребенок перестает быть маленьким, примеряя на себя ощущение быть взрослым. Ему хочется свободы, а родители ее жестко ограничивают: учи уроки, будь дома в шесть вечера, не позже, ходи в музыкальную школу и пр.
Переходный возраст — время тяжелое как для родителей, так и для самих детей. У ребенка нередко наблюдается резкая смена настроений. Он может стесняться своих увлечений, в кругу сверстников ему хочется выглядеть взрослым. Сверстникам или в дурной компании его легко поймать «на слабо». В таких компаниях, как правило, идет борьба за лидерство. А стремление к лидерству может подтолкнуть ребенка к необдуманным поступкам, вызвать пристрастие к вредным привычкам. И естественно, родители волнуются, хотят защитить своих детей.
Как? Один из способов — занять ребенка, увлечь так, чтобы ему не хватало времени на глупости. Большим подспорьем в этом деле становятся бесплатные кружки. Хотя сейчас не такие уж они и бесплатные, нужно выправить сертификат и успеть попасть в кружок. Набирают определенное количество занимающихся. Например, с Мишей на английский мы уже не попали. Дима посещает музыкальную школу по классу «гитара». Прекрасный способ отвлечь детей от улицы — семейные мероприятия, которые регулярно проводит город. Хочу сказать спасибо за фестиваль науки, комплекс ГТО, «Кросс нации», за музеи, концерты, детские спектакли. К слову, мы с детьми участвовали в сдаче норм ГТО, «Кроссе нации». Но все это вместе взятое не дает системы становления подростка, которая была раньше.
Раньше ребенок был встроен в систему ценностей, которая оберегала его и занималась им с первого класса до последнего. Октябрята, пионеры, комсомольцы. А бесплатные кружки были обязательным приложением к этой системе ценностей. Причем система не учила ничему плохому: уважай старших, помогай слабым, люби Родину.
И родители были спокойны, воспитанием детей занимались все: школа, родители, общественность. Сейчас же каждый за себя. И при этом все борются за то, чтобы дети не увязли во Всемирной паутине, где не всегда поймешь, что такое хорошо, а что такое плохо.