О том, как велась работа по поиску преступника, журналистам «Голоса Череповца» рассказал герой нашей рубрики «Легенды сыска» Вячеслав Дунаев
«Компания из нескольких человек шла по улице Данилова. Девушка чуть отстала. Когда приятели хватились ее и обернулись, то увидели, что их подругу тащит в кусты какой-то незнакомый мужчина, — вспоминает Вячеслав Дунаев. — Ребята закричали. Вспугнутый убийца лишил девушку жизни, бросил тело и скрылся через двор коррекционной школы. При осмотре места преступления мы нашли останки еще трех девушек».
Так было обнаружено логово «даниловского маньяка» — преступника, который так и остался непойманным. И это притом, что у оперативников и сейчас имеется его ДНК. О том, как велась работа по поиску преступника, журналистам «Голоса Череповца» рассказал герой нашей рубрики «Легенды сыска» Вячеслав Дунаев, проработавший в уголовном розыске 20 лет.
Домкрат в подвале
Вячеслав Дунаев службу в милиции начинал с оперативного комсомольского отряда, который был создан на базе профучилища № 23.
— Мы были внештатными сотрудниками милиции, — говорит Вячеслав Дунаев. — Ходили вечерами по улицам, следили за порядком, задерживали хулиганов, доставляли пьяных граждан в отдел.
В 1988 году, после армии, Вячеслав Дунаев начал службу в батальоне ППС. На следующий год поступил в среднюю школу милиции, потом — в юридический институт МВД. В 1991-м перешел работать в уголовный розыск.
— Череповец был городом металлургов, «химиков» (тех, что отбывали условное наказание в спецкомендатурах) и солдат стройбата, причем вторые и третьи участвовали в строительстве комбината, — говорит Вячеслав Анатольевич. — Среди них были и насильники, и грабители, и прочий криминальный сброд, многие умудрялись из комендатур сбегать в самоволку. Некоторые мешали заводчанам работать, бывали случаи краж, изнасилований. Оперативники раскрывали эти преступления, и злоумышленники по решению суда отправлялись в места не столь отдаленные. Еще помню, что в начале девяностых был всплеск уличной преступности. Грабежи, кражи, мордобой — всего хватало.
Наверное, в памяти каждого оперативника остаются не только жестокие, кровавые преступления, но и злодеи, удивившие своей изобретательностью, изворотливостью. Так, для моего собеседника таким «памятным злодеем» стал грабитель ювелирного магазина на улице Металлургов и отдела с золотыми украшениями в «Голубом экране». Злоумышленник с помощью «жучков» и кусачек обезвредил сигнализацию. А затем из подвала пробрался внутрь магазина.
— Он поставил два больших чурбана, на них — мощный домкрат и, поворачивая его, взломал пол, — пояснил Вячеслав Анатольевич. — Грабитель ушел с хорошей добычей. Потом выяснилось, что это гастролер был: он по случайности попался в Ярославле. При себе у него был чемоданчик с украденными в Череповце драгоценностями.
— А как он в подвал попал?
— Да легко! В то время подвалы были густо «заселены» бомжами. Это были спившиеся люди, многие потеряли не только близких, работу, но и жилье, став первыми жертвами появившихся в городе черных риелторов.
«Голову сожгли на даче»
Вячеслав Дунаев работал в убойном отделе, который специализировался на раскрытии тяжких преступлений, прежде всего убийств. Ему нередко приходилось сталкиваться с нелепыми и даже абсурдными трагедиями.
Так, однажды вечером 1 января оперативники получили вызов на улицу Бардина. На лестничной площадке жилого дома от кровопотери после ножевого ранения умер мужчина.
— Когда я приехал, патрульные проверяли всех, кто был на улице, почти все прохожие — пьяные: праздник же! Почему мое внимание привлек тот мужик, не могу сказать. Интуиция, что ли, сработала. Хотя коллега крикнул, что его уже проверили. Подошел я к гражданину, взял за грудки, чувствую, под моей рукой — нож. Лезвие ножа порезало ткань куртки, смотрю — оно все в крови. Оказалось, что мужик повздорил с жильцом дома, выгуливавшим во дворе свою собаку без намордника и поводка. Животное не проявляло признаков агрессии, о чем миролюбиво и сообщил хозяин. Но прохожий разозлился и схватился за нож.
Были убийства жестокие, при которых тело жертвы, словно большой пазл, приходилось собирать по разным частям города. Дунаев вспоминает такой случай. У «убойников» появилась оперативная информация о том, что в ванной комнате в квартире хозяин убил приятеля, а потом вместе со своим отцом расчленил тело и спрятал его.
— Приехали мы, на первый взгляд — никаких следов. На свой страх и риск я дал команду вскрывать плитку на полу в ванной, — говорит Вячеслав Анатольевич. — В одном месте мы нашли свежую, незапекшуюся кровь. Повязали мы парня и отца его. Три дня и две ночи парень молчал, а потом рассказал, что действительно убил приятеля во время конфликта. Отец помог ему расчленить труп.
По указаниям задержанного мы нашли части тела: ноги и руки — на свалке снега неподалеку от Кирилловского шоссе, туловище было закопано на краю поля в Тоншалове, а голову отец и сын сожгли на своем дачном участке. Мы обнаружили остатки черепной коробки и зубы.
Логово маньяка
Одним из самых запомнившихся дел, к тому же оставшимся нераскрытым, была история с «даниловским маньяком».
— Вячеслав Анатольевич, как думаете, почему его так и не поймали?
— По моему предположению, преступник был командированный и покинул пределы Череповца. У нас имеется его ДНК, и ориентировки по нему разосланы во все регионы России, никакой информации о том, что наш злодей где-то засветился, так и не поступило. Хотя, поверьте, работа по раскрытию этих преступлений нами проводилась большая. У нас была информация о примерном возрасте убийцы, имелись и кое-какие другие оперативные сведения. Мы проверили десятки мужчин, которых возили в больницу, чтобы те сдали кровь, а мы получили их ДНК.
Логово маньяка — недостроенное здание РОВД на улице Данилова — в этой истории появилось не случайно. На глазах друзей злоумышленник перерезал горло девушке и сбежал. Толком разглядеть и запомнить приметы убийцы свидетели не смогли. Вероятнее всего, преступник тащил свою жертву именно в это недостроенное здание. Проектом строительства в нем предполагался подземный гараж со смотровыми ямами для ремонта автомобилей. В одной из них под покрышкой были обнаружены остатки одежды и кости. Еще два прикопанных трупа были найдены в кустах неподалеку. По описаниям одежды и другим приметам стало понятно, что оперативники нашли трупы трех пропавших девушек, все они были изнасилованы и убиты.
— Я помню, что тогда во всех СМИ, и в нашей газете в том числе, размещали фоторобот подозреваемого…
— Да, но у нас нет и не было никакой гарантии, что это именно подозреваемый. Сейчас поясню, что я имею в виду. В Зашекснинском районе была убита девушка. Она шла на пирс — место отдыха на берегу Шексны, напротив лыжной базы. Ее там ждали родители. Она отзвонилась им, что будет скоро, но так и не пришла. Родители пошли навстречу, не обнаружили дочь, позвонили нам. Мы приехали, сотрудники взяли в руки палки, встали плечом к плечу и пошли цепочкой прочесывать лесополосу. Через 15 минут нашли тело девушки. Она была изнасилована и убита. В момент предполагаемого совершения преступления кто-то видел, как неподалеку шел мужчина, в очках, грязной одежде, бомжеватого вида. С этих показаний и был составлен фоторобот подозреваемого. Но, возможно, это был местный пьяница, который собирал на берегу после отдыхающих пустые бутылки. К сожалению, несмотря на то что мы прикладывали массу усилий, выйти на след убийцы так и не удалось.
Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»