35media.ru

Абсолютный слух помог написать диктант

89 человек в Череповце приняли участие во всероссийской акции «Всеобщий музыкальный диктант», 14 из них написали его на отлично. Среди них — Ирина Исупова, преподаватель детской музыкальной школы № 1 и клавишница рок-группы «Редкое имя».

— Всероссийская образовательная акция «Всеобщий музыкальный диктант» проходила 21 октября, наш город и Вологодская область принимали в ней участие в первый раз. Диктант проводился на нескольких площадках — в училище искусств, в нашей музыкальной школе, в музыкальных школах Тоншалова и Коротова. Интересная акция, в которой дети, школьники, студенты могли проверить свои силы, испытать возможности.

Диктант был очень сложным, и те, кто пришел на эту акцию, — уже герои и победители. В нашей музыкальной школе писали диктант 18 человек, из них двое детей-отличников. Из преподавателей участвовала я, и тоже стала отличницей. Диктанты делились на несколько уровней сложности, наш, преподавательский диктант, конечно, был самым трудным — со сложной мелодией, ритмом.

Музыкальный диктант похож на диктант по русскому языку, где тебе диктуют текст, а ты должен его записать. Но на наших диктантах играют музыку, а слушатель должен записать ее на нотном стане. И я считаю, что музыкальные диктанты в сто раз сложнее, чем школьные диктанты по русскому языку: участники должны зафиксировать не только ноты, но и ритм, понять форму диктанта.

Мелодию на всероссийском диктанте повторяли 14 раз. Обычно на тех диктантах, которые мы пишем на уроках в музыкальной школе, преподаватель играет мелодию восемь раз. Во время первого проигрывания музыку просто слушают, стараются понять размер, определить, с какой ноты начался диктант, на какой он закончился, были ли повторы, в какой тональности написана мелодия. Со второго, третьего проигрывания в голове уже рисуется целостная картина, и можно записать нотами звучащую мелодию.

Меня природа наградила абсолютным музыкальным слухом, и я смогла написать диктант без особых сложностей. Это редкий дар, который можно развить, но у меня он от рождения.

Я узнала об этом, когда ребенком пришла в музыкальную школу: слышу нотку — и знаю, как ее «зовут», хотя даже названий нот тогда не знала, просто могла отличить один звук от другого. Интересно, что моя дочь Софья, которая тоже музыкант и учится в училище искусств, абсолютного слуха не имеет — это чувство не передается по наследству, оно или есть, или его нет.

Как можно описать музыкальный слух? Например, вы встречаете знакомых и узнаете их — это Таня, это Ваня. Для меня так же звучат ноты — как будто старые знакомые.

Но слух можно развивать, и не только детям это удается сделать, но и взрослым, и даже тем, у кого нет никакого слуха. Человек может научиться различать ноты, если будет заниматься с педагогами музыкальной школы — петь интервалы, петь аккорды. Все это мы делаем на уроках сольфеджио. Это полезные упражнения для любого человека.

Алена Сеничева