35media.ru

Крылья сложили палатки, их кончен полет

В Череповце исчезают торговые ларьки и палатки. То здесь, то там вместо работавшей долгие годы торговой точки остается пустое место. Хорошо это или плохо? Очевидно одно: красоты нашему городу эти наспех слепленные хибары точно не добавляют.

Привет из девяностых
Ларьки — такой же символ перехода нашей страны к рыночной экономике, как малиновые пиджаки, видеосалоны и заряжающие воду «волшебники» в телевизорах. Но, в отличие от прочих, они оказались настолько живучи, что встретить их можно и по сей день. Продается там все, начиная с презервативов и заканчивая надгробиями. Одни палатки совсем убогие, дошедшие до наших времен в неизменном виде, другие когда-то попытались облагородить, но сути это не изменило. Они так и остались рудиментом девяностых, который просто обшили сайдингом.

Тем не менее с каждым годом таких торговых точек становится все меньше. Кто-то может сказать, что с ними уходит целая эпоха, но вряд ли стоит этому огорчаться. Например, совсем недавно исчез павиль-он, стоявший через дорогу от стадиона «Металлург». Череповчане помнят его по интригующему названию «Тренер». В последнее время в нем продавались фрукты и овощи, но когда-то он специализировался на менее полезной для спортсменов продукции. Очевидно, авторы названия были людьми не без юмора.

Опять же не так давно разобрали кулинарию на остановке «Улица Ленинградская». Примеров много, и жители каждого района города наверняка приведут свои.

Вас тут не стояло
В мэрии газете «Речь» пояснили, что Череповец целенаправленно избавляется от старых торговых павильонов.

«Работа по упорядочению нестационарных торговых объектов (НТО) и приведению их в соответствие современным требованиям, в том числе и по внешнему виду, ведется с 2011 года, — говорится в ответе. — И со стороны населения, и со стороны власти предъявляются достаточно высокие, но четкие требования к их внешнему виду».


Нам пояснили, что изначально совместно с предпринимателями был определен пятилетний срок на проведение реконструкции фасадов павильонов и устранение нарушений, допущенных при их размещении. Часть объектов за этот период действительно были реконструированы, и с их владельцами были заключены договоры о размещении сроком на три года с возможностью дальнейшего продления.


Потом предпринимателям дали еще немного времени на проведение 
реконструкции, и многие этим опять воспользовались. Реконструкции, 
в частности, проводились в 2016 — 2017 годах. В 2018 году эта работа 
продолжается. Сейчас идет демонтаж павильонов, договоры о размещении которых не были продлены с 2017 и 2018 годов. Причины разные: либо владелец так и не исполнил свои обязательства по реконструкции и не собирается это делать (как в случае с павильонами на улице Гоголя, у дома № 13, или на проспекте Победы, у дома № 136), либо павиль-он размещен на инженерных сетях и возможности перенести его на другое место в пределах существующего адреса нет. 

К слову, именно так произошло с теми двумя павильонами, о которых говорилось в первой главе.

К началу осени демонтажу подлежали еще около двадцати павильонов и киосков, расположенных в основном в Индустриальном и Заягорбском районах города.

Если владелец не демонтирует свой объект добровольно, это можно сделать за счет средств городского бюджета, но только при наличии вступившего в законную силу решения суда. В дальнейшем потраченные бюджетные средства будут взысканы с владельца торгового объекта в судебном порядке.

Кошмарят бизнес?
Возникает вполне закономерный вопрос: если уж мы развиваем в Череповце частное предпринимательство, то почему одновременно с этим лишаем кого-то возможности вести бизнес? Ведь ларек или палатка — один из самых простых способов пополнить ряды мелких коммерсантов.

Как пояснили в управлении экономической политики города, каждое место, на котором располагается подлежащий демонтажу или фактически демонтированный павильон или киоск, обязательно рассматривается на предмет территориальной возможности размещения на нем нового, современного НТО.

Помимо этого, ведется работа по определению новых мест для их размещения, в основном по запросам предпринимателей. Как итог: комитетом по управлению имуществом постоянно проводятся аукционы по продаже права на заключение договоров о размещении новых НТО в установленных местах (такие места устанавливаются схемой НТО, утвержденной постановлением мэрии № 1653 от 22.04.2011). Так что если бизнесмен, чей договор не был продлен и павильон пришлось демонтировать, заинтересован в сохранении своего бизнеса, он спокойно может участвовать в таких аукционах.

Конечно, кто-то может с этим мнением не согласиться, но жаловаться на нехватку магазинов в наше время — ну просто грех. В Череповце норматив обеспеченности торговыми площадями превышен более чем в 2,5 раза.  Как отмечают в мэрии, учитывая высокие требования населения и власти к НТО, при возникновении необходимости смены места торговли предприниматели зачастую сами принимают решение «переселиться» в стационарные объекты. Проще говоря, в те же крупные торговые центры.

Сделайте нам красиво
Какими же должны быть новые торговые павильоны? Требования к ним установлены специальным постановлением мэрии. Если коротко, они не должны нарушать архитектурного облика застройки, должны быть эстетически привлекательными. В том числе и в плане наружной рекламы. А их размещение и реконструкция должны проводиться в строгом соответствии с согласованным управлением архитектуры и градостроительства проектом.

Требование о необходимости поддержания надлежащего внешнего вида фасадов НТО содержится в Правилах благоустройства территории Череповца. Ими же установлена и обязанность владельцев производить ежегодный текущий ремонт своих торговых точек. Контроль осуществляется управлением административных отношений. При выявлении нарушений владельцу направляется предписание об их устранении в установленный срок. При неисполнении составляется протокол. Это не освобождает виновного от обязанности устранить нарушение.

Показателен случай, который рассматривала на днях административная комиссия. Если помните, летом в привокзальном сквере появился киоск, 
в котором предполагалось торговать фруктами и овощами. Его конструкцию можно было описать словами «большой железный ящик». В окружающий пейзаж этот киоск точно не вписывался, и владельцу пришлось убрать его после получения предписания. Внешний вид череповчанин, понятное дело, согласовать или забыл, или не захотел.

Илья Драницин