35media.ru

Ветераны учатся быть наставниками

На семинар были приглашены педагоги дошкольных учреждений с большим опытом и ветераны УМВД Череповца. Именно они станут наставниками семей с детьми-дошкольниками, находящихся в трудной ситуации. «Речь» узнала, как они понимают свою работу.


Надежда Григорьева работает воспитателем уже много лет. За это время родители встречались разные, в том числе и в трудной жизненной ситуации. У них разный доход, разные взгляды на воспитание.


— И все-таки, — говорит она, — я не видела родителей, которые не старались хоть что-то дать своему ребенку. Родителей, у которых ребенок был бы брошен, не одет, голоден, не встречала. Все заботились как умели. 


Так же Надежда Ивановна относится и к своим будущим подопечным: они хотят дать лучшее своему ребенку, но не получается. Остались без работы; мама разошлась с мужем, и эта травма оказалась слишком тяжелой… Вариантов много, но в каждом мудрый педагог видит главное: семье нужны помощь, поддержка, а не нотации или запугивания. И эту помощь важно оказать вовремя.


Именно поэтому специалисты проекта вместе с командой наставников решили работать с семьями, где растут дети-дошкольники: проблема не зашла слишком далеко, многое можно исправить. Полностью проект называется «Служба комплексного сопровождения «Семья», и реализуется он на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.


— Какова ситуация в семье, видно по детям, — говорят воспитатели. — Развит ребенок или нет, общительный или замкнутый, в хорошем настроении или чаще грустит, переживает.


В детском саду № 127, где работает Надежда Григорьева, создан клуб для семей — клиентов проекта. Первые встречи уже прошли, причем на занятиях были и обычные семьи, и семьи проекта — вместе.


— Это важно, — говорит руководитель проекта «Семья» Ольга Цыбанова. — Семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, полезно видеть положительный пример, отношения между детьми и родителями в успешных семьях. Это им поможет стремиться к лучшему, понимать, каким оно может быть.


Родители часто не могут полноценно воспитывать ребенка не потому, что не хотят или равнодушны к нему, а потому, что у них не было хорошего примера перед глазами: так росли они сами, другого ничего не видели.
У многих наставников проекта уже есть свой опыт работы с такими семьями. Ирина Цветкова, воспитатель детского сада № 60, рассказала:


— У нас в группе была многодетная семья, в которой маму хотели лишить родительских прав. А мама была очень хорошая, о детях заботилась. Но так сложились обстоятельства: семью когда-то поставили на учет социальные службы, причин мы не знаем. К ним домой начали ходить специалисты с проверками, мама нервничала, встречала проверяющих агрессивно или не открывала дверь, пряталась — возможно, боялась, что отнимут детей. В итоге такой вопрос и встал: проверяющие сочли, что в семье не все в порядке, мама что-то скрывает.


— Как вы сумели помочь, изменить ситуацию? — спрашиваю Ирину Вадимовну.


— Мы с напарницей стали объяснять женщине, что проверяющие приходят, чтобы помочь, а не как-то навредить семье, детям, ей самой. Убеждали в этом, советовали встречать доброжелательно, открыто, ничего не скрывать — потому что, в общем-то, все неплохо. И получилось! Мама постепенно успокоилась, службы убедились, что семья вовсе не асоциальная. В конце концов их даже сняли с учета.


Похожий опыт есть у многих мудрых педагогов.


— Общаясь с родителями сложных детей, я всегда убеждаюсь: это люди, которым самим часто не хватало в жизни тепла. И когда они встречают доброе отношение, начинают верить человеку, они оттаивают. Плачут, благодарят. Меняется их мироощущение, меняются и они сами. А в целом это такие же семьи, — говорит Ирина Вадимовна. Но тут же добавляет: — Излишней добротой тоже можно испортить — на шею сядут, сами ничего делать не будут, только помощи требовать.


Чтобы уметь устанавливать такие границы, наставники проекта «Семья» будут приходить на семинары, общаться со специалистами — психологами.


Среди наставников не только воспитатели с большим стажем из детских садов, но и ветераны УМВД Череповца. Первые встречи уже состоялись — на занятиях семейных клубов, в музее череповецкой милиции.
Этот музей для ребят — место открытий. Здесь можно потрогать настоящую каску, примерить фуражку, даже китель. Здесь им рассказывают об истории России, о войне, милицейских буднях — ветераны проводят уроки мужества.


Провели ветераны УМВД такой урок и для своих новых подопечных. В конце устроили чаепитие. И заметили: один мальчик, назовем его Данилка, тайком набил конфетами карманы. Как быть? Можно «не заметить» — пожалеть мальчугана, наверное, мало сладкого ему в жизни достается.

Можно поругать при всех — как говорится, чтобы неповадно было, — или сделать замечание на ушко. Один из наставников, Виктор Канин, пригласил Данилку еще раз сходить в музей — вдвоем. Там стал расспрашивать, что понравилось, что запомнилось. Оказалось, про войну. И Виктор Витальевич рассказал, как в годы войны и после нее было трудно жить, не хватало еды, а если мама приносила конфеты, то делили поровну на всех.


«Вот ты набил карманы конфетами, а вдруг кому-то не хватит», — сказал прямо. «Я верну!» — вспыхнул мальчишка. «Сейчас можешь оставить, мы еще положим, вижу, что ты просто не подумал».
Но Данилка вернул сладости.
— Это дорогого стоит, — говорит Виктор Канин.


Открывая первый семинар наставников, начальник отдела дошкольного образования управления образования мэрии Ирина Любимова сказала:


— Одним педагогам проблему семейного неблагополучия не решить. У каждого ребенка должен быть пример: дети следуют не совету, а примеру. И если таким примером пока не могут стать родители, то нужны наставники.

Ирина Ромина