35media.ru

Трудно понять, что ребенок не игрушка 

Приятельница рассказывает историю. Приходит она к знакомым, у бабушки и дедушки в гостях внук. Они забрали его из школы. Мама и папа на работе, им некогда. Пока бабушка готовит ужин для любимого внука, дедушка читает газету, внук лежит на диване и ноет: «Мне скучно, мне скучно…»

Все дела сделаны, бабушка и дедушка садятся за уроки. Внук пошел в первый класс. Задание: фоторассказ о малой родине. Старались все, на следующий день внук вернулся из школы с двойкой. К чему это я? Новый учебный год набирает силу, а вместе с ним у родителей, бабушек и дедушек появляются новые задачи. Ни для кого не секрет, что школа сегодня — испытание не только для детей, но и для взрослых. Родители с первого класса до последнего ходят со своим ребенком в школу. И редкий случай, когда в семье ребенок делает уроки самостоятельно. Обычно в этот процесс втянуты все. Что делать в такой ситуации? И где та точка опоры, которая поможет понять, что ребенок не игрушка?

К сожалению, взрослые сейчас настолько заняты на работе, настолько устают, что у них просто не хватает времени и сил поговорить с ребенком о его делах, научить его играть самостоятельно, научить выполнять элементарную работу по дому. Нередко взрослые заботятся о ребенке на самом первичном уровне: сыт, одет — чего еще? Но именно в «еще» и заключается главное.

Наблюдаю такую картину в семье. Ребенок вернулся из школы. Мама спрашивает: «Как дела?» Ребенок успевает ответить только одним словом: «Хорошо», как мама уже отворачивается и занимается своими делами. Ребенок закрывается и, как кажется родителям, ни с того ни с сего вдруг становится агрессивным, капризным.

Другая ситуация. Обеспеченная семья, у детей все есть — одежда, игрушки. Дети приносят из школы хорошие отметки. Родители дают карманные деньги, щедро. И вдруг ребенок ворует. Причем по мелочам, то пенал стащит, то шоколадку. Оказывается, родители не уделяют детям времени. Им некогда, им легче дать денег.

Как правило, подобное подведение ребенка — это крик о помощи. Знаю семьи, где родители складывают игрушки мешками и коробками. Игрушки дарят, но к ним никто не притрагивается. Нередки ситуации, когда родители все делают за детей: я лучше вымою посуду, я быстрее разрежу картинки, сложу учебники в портфель. А задача родителей совсем в другом — научить ребенка быть самостоятельным, научить жить без взрослых, существовать без мамы и папы. Вроде все просто, но оглянитесь вокруг, выполняем ли мы эти нехитрые правила.

Ануш Асатрян, педагог-организатор