35media.ru

Погоня за бабками. Премьера в Камерном

Незваный гость с недобрыми намерениями пришел в дом к двум престарелым сестрам и скончался посреди комнаты. Что делать? Спрятать труп в шкаф. По замыслу режиссера, зрители будут смеяться два часа, а после спектакля захотят позвонить родителям.

Сестры и племянники
На сцене Камерного театра — внутреннее убранство старого дома. Зала с огромными старыми шкафами, кухня и чердак, забитый разным хламом. В доме живут две сестры: доверчивая оптимистка Роза, которую играет актриса Ольга Бойко, и ворчливая, недоверчивая Грета, роль которой исполняет главный режиссер Камерного театра Татьяна Макарова. Сестры круглые сутки ругаются, спорят, перемывают косточки родным и соседям. Детей у сестер нет, но есть два племянника: один — известный продюсер, а другой сидит в тюрьме.


«Комедия мой любимый жанр, она должна смешить, но это не главная ее цель, — рассказал «Речи» постановщик спектакля, режиссер из Санкт-Петербурга Евгений Зимин. — Комедия — это иносказательный язык, который позволяет с помощью юмора сконцентрировать внимание зрителей на каких-то важных вопросах. В «Мышьяке для покойника» для меня не гэги и не репризы являются главными, а тема внимания к старшему поколению — она гораздо важнее. Этот спектакль о том, что может случиться, если мы будем забывать о наших близких. Что касается двух главных героинь, мы достаточно долго анализировали их характеры, выстраивали взаимоотношения между двумя одинокими и всеми брошенными женщинами. Я ставил актрисам задачу играть двух сестер, которые на протяжении многих лет пытаются друг друга перевоспитать. В работе над этим спектаклем мы часто вспоминали своих близких и знакомых. Не думаю, что кто-то из зрителей обидится на наших персонажей. Ведь мы не издеваемся, а делаем все по-доброму».

Похождения покойника
Дом у сестер старый, электричество то и дело вырубает, и сестры ходят в уборную со свечами в старинном подсвечнике. Их предки, построившие этот дом в центре неназванного города, занимали высокое положение, и пыльные предметы бывшего величия еще кое-где мелькают. Однажды на пороге их дома оказывается элегантный человек в солидном костюме, который представляется чиновником жилищного департамента. Он предлагает сестрам обменять их ветхую избушку на однокомнатную благоустроенную квартиру в новой многоэтажке. Сестрам и хочется на старости лет пожить с исправным электрическим освещением, но отдавать дом предков не хотят — они задумали открыть в нем музей своей семьи. Гостю их дом не нужен, а нужна земля в центре города. Он принимается шантажировать старушек, но съедает пирожок с мышьяком, припасенный для крыс, и падает под стол. После причитаний и визгов сестры прячут труп в шкаф.


А тут племянники нагрянули — один приехал отдохнуть с невестой, другой сбежал из тюрьмы и заявился в женском обличье для конспирации. Да еще полицейский шныряет. Много придется побегать и поволноваться главным героиням, чтобы до конца спектакля их тайна осталась нераскрытой. Битый час Роза и Грета и посвященный в тайну племянник Роберт таскают труп из шкафа в уборную, из уборной в сад. Его бросают, переодевают, катают в инвалидном кресле. Актер Никита Захаров, который играет безжизненное тело, признался корреспонденту «Речи», что это самая необычная роль в его актерской практике. К слову, зрители аплодируют Никите едва ли не громче, чем другим актерам. Наверное, радуются, что ожил.


«Когда мне предложили сыграть труп, я сразу согласился, — говорит актер. — Коллеги шутили: как ты будешь готовиться к роли, за кем будешь наблюдать? Потом выяснилось, что играю я не только труп, но и живого персонажа. И эта ипостась моего героя для меня была важнее. Играть труп интересно, но непросто. Вроде бы лежишь весь спектакль, но нет — нужно следить за действием, нельзя отключаться, нужно собираться в нужные моменты».

Клюшка к юбилею
Татьяна Макарова отмечает сразу два юбилея — личный и профессиональный. Ровно двадцать лет назад она была назначена главным режиссером Камерного театра. Для юбилейного бенефиса она выбрала роль недовольной пожилой женщины с клюкой. Половину спектакля персонаж Макаровой ворчит и жалуется, другую половину — носится по сцене, орудуя клюкой. Для своей героини Татьяна Макарова придумала не только характер и походку, но и хрипловато-высокий голос, мало похожий на ее собственный.


«Наш завлит предложила пьесу, а роль Греты оказалась единственной, которая мне подходила, — рассказала актриса. — Я бы с удовольствием сыграла главную роль в «Странной миссис Сэвидж», которую хотел поставить Олег Леваков (актер и режиссер петербургского Театра им. Ленсовета. — Авт.), но пока не сложилось. Но я еще надеюсь, что этот спектакль состоится. Нужна была комедия, и мы ее поставили. Говорите, что моя героиня ворчливая? Я бы так не сказала, но все имеют право на свое видение. Я искала в этом персонаже характерность, искала героиню, которая на меня не похожа. Для меня главное было в этой роли уйти от себя, оставаясь собой. Знаете, в каждой женщине столько всего намешано, хорошего и плохого, нужно только уметь в себе это найти и перенести на сцену. Еще мы с Ольгой Бойко старались, чтобы сестры получились разными. Надеюсь, получилось».


Клюкой Макарова орудует мастерски. Как д’Артаньян шпагой. Притянуть табуретку, размахнуться, толкнуть дверь — палочка на все сгодится. Сразу видно, что с клюкой репетировала. «Я с ней так свыклась за это время, а это настораживает», — смеется Татьяна Макарова. Театральные люди суеверные, и на репетициях актерам запрещалось садиться в инвалидное кресло, которое играет в спектакле свою роль.


Ковылять с клюшкой Камерному театру некогда — на сезон богатые планы. Уже в октябре театр представит премьеру нового детского спектакля «Питер Пэн» (6+), а к Новому году поставит сказку «Щелкунчик» (0+). Есть планы и на вторую половину сезона. Новые спектакли ставятся, а уходят ли старые? По словам Татьяны Макаровой, ряд детских спектаклей приостановлен — ждут, пока подрастут молодые актеры. Некоторые постановки также отправились во временный запас: артист ушел, а замены ему пока нет. 


Свои серьезные постановки, классику русской драматургии Камерный театр показывает, но редко — некоторые один-два раза в год. Что поделаешь, сейчас эпоха комедий.

Сергей Виноградов