35media.ru

Череповецкие любители поэзии увидели новые спектакли проекта «Поэтический календарь»

Артисты филармонии, Камерного театра и Елена Кузьмина к открытию сезона подготовили новые спектакли проекта «Поэтический календарь» с участием студентов театрального отделения училища искусств и детских театральных студий «Чердак» и «Со временем».

Любителям поэзии и художественного слова на открытии филармонического сезона были подарены спектакли, героями которых стали поэты, рожденные в июле и августе. Это Владимир Маяковский, Борис Корнилов, Евгений Евтушенко — знаковые личности, чьи стихи стали отражением целых эпох 
в жизни нашей страны, — и менее известные поэты 20 — 30-х годов: Н. Туроверов, Г. Иванов, В. Ходасевич, С. Черный, Дон-Аминадо…

Четыре страницы июльского календаря объединила тема любви в жизни поэтов. Ибо «только любовь движет солнца и светила», но насколько трагичной могла она быть! Начало спектакля, посвященное истории взаимоотношений Владимирова Маяковского (М. Пирушкин) и Лили Брик (Т. Дурнова), дало высокий, напряженный эмоциональный настрой. Артистам удалось, используя минимум средств, передать всю сложность и неимоверность этой роковой страсти, ускорившей гибель Маяковского. 
Простейшие предметы — кубы — превращаются в разные виды мебели; деревянная рама — то 
обрамление для зеркала, то для портрета «себя любимой» Лили, то просто — стол, то воображаемый любовный партнер — объект ревности реального любимого… Огромную выразительность действию придает музыка — живая в исполнении Татьяны Дурновой на рояле и в виде фонограмм.

Матвей Пирушкин обнаружил прекрасные музыкальные данные, сыграв в четыре руки с Татьяной Дурновой на рояле и спев соло и в дуэте вокальные произведения на тексты Маяковского. И сам рояль, необычно повернутый открытой клавиатурой к зрителям, по ходу действия потом превратился в роскошный черно-лаковый «Форд», подаренный Лиличке Маяковским после поездки в Америку… А низвергающийся пассаж по клавиатуре и удары ладонями словно обрывали эти сложные мучительные отношения…

Вторая страница, посвященная Борису Корнилову, поразила трагичностью судьбы этого поэта, расстрелянного в 1938 году в возрасте тридцати лет. Его первая жена — Ольга Берггольц (А. Храмова), которая всем известна как «муза блокадного Ленинграда», предстала сначала беззаботной светлой Лялечкой, а затем — женщиной с судьбой, достойной античной трагедии. Арест, заточение в «Крестах», смерть мужа, детей…

И что после этого война? Для таких людей действительно «смерти уже не было». Стихи и образ новой страны дополнила музыка Шостаковича в исполнении Анны Пятновой. Аккордеон то намекал на деревенское происхождение Бориса Корнилова, уроженца нижегородского села Кожиха, то, отзываясь на трагические строки, передавал звучание церковного органа…

Наиболее светлой оказалась последняя страница — о взаимоотношениях Евгения Евтушенко (М. Комарицких) и Беллы Ахмадулиной (В. Горелкина). Романтики-шестидесятники, дети «оттепели», бредившие духом свободы, взорвавшие многие представления о человеческих чувствах… Но и тогда все оказалось непросто — от упоенного восторга любви до невозможности быть вместе двум творческим индивидуальностям. Музыкальный фон составили фрагменты из музыки Микаэла Таривердиева, в конце шестидесятых и в семидесятые годы ставшей знаком интеллектуального и поэтического начала в советском кинематографе.

Сентябрьские спектакли открыли зрителям новые имена: впервые выступила со стихами Беллы Ахмадулиной Валерия Горелкина, сложился творческий дуэт-дебют Татьяны Дурновой и Матвея Пирушкина. И самое главное — зал был полон, было много аплодисментов, криков «Браво!», цветов. Но дороже всего — тишина пауз, которые держали зрители вместе с артистами, находясь в едином поэтическом пространстве.

Радует неутомимость Елены Кузьминой, обладающей прекрасным вкусом и огромным кругозором, позволяющим ей находить оригинальные произведения и возвращать зрителям забытые имена поэтов. Хотелось бы, чтобы эти спектакли увидели не только череповчане: они достойны внимания и других любителей поэтического театра, которые есть в нашей стране.

Ольга Владимирова