35media.ru

Красота из-под земли

Древняя жительница наших краев звенела, а не блестела. Она носила украшения не только для красоты, но и как оберег. Обо всем этом можно узнать на выставке «Lege artis» (0+), открывшейся в Художественном музее при поддержке компании «Северсталь».

Для презентации выставки «Lege artis» (по всем правилам искусства), которую готовили давно и тщательно, в Художественный музей пригласили настоящих моделей из череповецкого Театра моды. Возможно, впервые в истории местного музейного дела выставка открылась модным показом. Экспонаты остались под стеклом, а на шеи и руки девушек надели произведения современных мастеров, вдохновлявшихся древними изделиями. Авторы выставки даже ввели новое понятие — археомода; на призыв музейщиков создавать произведения по мотивам старинных украшений уже откликнулись местные ювелиры и модельеры.

Собственно говоря, в этом и заключалась главная задумка выставки — показать, что древние украшения, которые череповецкие археологи находят во время раскопок едва ли не каждый год, не только историческое сокровище, но и эстетическое тоже. Археологам, которые первыми извлекают некогда сверкающее кольцо, цепочку или бусы из комка земли, не до красоты. И их можно понять. Женское украшение удивительно информативно. Самая крохотная бусинка или пряжка может дать информацию о том, что в этом месте в таком-то веке жили богато, торговали с дальними странами, контактировали с соседними племенами, имели высокий образовательный и культурный уровень.

В коллекции Череповецкого музейного объединения около ста тысяч предметов, начиная с VIII века до нашей эры и вплоть до XVIII века. Из фондов собрали интересную коллекцию, которая показывает, чем себя украшали женщины в разные века. В древнейшие времена в ходу была бижутерия из клыков медведя и рыбных костей. Когда появился янтарь, он мгновенно был присвоен модницами. В бронзовом и железном веках женщинам понравилось шуметь — чем больше навешают себе мелких украшений на пояс, ноги, руки и шею, тем лучше. По словам заведующего Музеем археологии Александра Кудряшова, идущую женщину в те времена было слышно издалека.

На выставке можно увидеть изделия из камня, рога, цветных металлов и стекла. Все они были обнаружены вблизи Череповца и отражают местную историю. Это финно-угорские, балто-славянские, скандинавские вещи с поселений Октябрьский мост и Луковец на реке Шексне, Крутик (Белозерье): бронзовое литье, детали костюма (пряжки, металлические застежки), головные венчики, височные кольца, амулеты и т. д.

В древности украшения носили не только для красоты, но и с магической целью — как оберег. Или для того, чтобы подчеркнуть свой социальный статус. Это сейчас дизайн украшения зависит от фантазии мастера и спроса, а в древности каждая деталь что-то значила. Украшения в виде утки встречаются на выставке особенно часто. В представлении древних финно-угров утка олицетворяла начало природы. Считалось, что украшения в виде уточек оберегают от сглаза и бед, приносят здоровье и благосостояние, даруют прямую и круглосуточную связь с богами. Лось, а также конь и олень у тех же финно-угров символизировали удачу и счастье.

Выставка «Lege artis» дает массу информации, но главное — наглядно показывает, что с веками ничего не меняется, кроме мелких деталей. Суть остается неизменной. И клыку медведя на веревочке древняя дама радовалась не меньше, чем современная кольцу с рубином. Женщина всегда остается женщиной. Археологи рассказывают, что большинство древних украшений нашли на месте домашних очагов — хозяйка крутилась с готовкой, зацепилась за что-то и потеряла бусину или пряжку.

Загляните под свою газовую плиту — наверняка там покоится пыльная сережка.

Сергей Виноградов