«Сегодня для молодежи думать — это наказание»

В Художественном музее открылась выставка «Живое дело — 6. Русский круг», на которой представлены работы студентов училища искусств. О том, что умеют и чего не умеют современные студенты-художники, рассказал «Речи» преподаватель училища Леонид Диков.

— Выставка «Живое дело» проходит в городе в шестой раз, она представляет нашу совместную проектную деятельность со студентами. В течение года мы работаем над общей идеей. Это не просто студенческие работы, они объединены общей темой. В этом году — «Русский круг», до этого были «Воздух», «Миф». В следующем году, возможно, темой станут книги. Я выбрал тему «Русский круг», потому что всегда жду от студентов осмысления актуальных событий современности — чтобы они не просто выполняли работы, но и обдумывали тему, показывали свое отношение к ней. И в целом задача выставки — поднимать современное искусство в городе.

Наша работа с молодежью строится так: они узнают тему, предлагают свои идеи, выслушивают идеи преподавателей (с проектом «Живое слово» кроме меня работают и другие кураторы — Михаил Калинич и Екатерина Громцева). Летом, когда студенты расходятся на каникулы, я пишу им в соцсети «ВКонтакте», «пинаю» их закончить работы, ругаюсь, мотивирую. Ну и к концу лета они приносят работы. Замечу, что это работы, которые делаются вне учебной программы, за них студенты не получают оценок.

Профессия, которую выбирают студенты и которую они получают в течение четырех лет, требует серьезного подхода, потому что нужно понимать: профессия художника — это «сфера рискованного земледелия». Можно сразу стать известным, а можно всю жизнь прожить в нищете. Сама по себе профессия не гарантирует успеха, но требует постоянного развития художника. Если ты не развиваешься, не следишь за новыми веяниями, ты сильно отстаешь.

Проблема юных художников в том, как удержаться в профессии. Когда ты окончил училище и живешь без денег, бросаешься в другие сферы, потому что трудом живописца не заработаешь. Становятся преподавателями, флористами. Конечно, училище дает серьезную базу, но для того, чтобы стать дизайнером интерьера, чтобы тебе доверили заказ на крупную сумму, нужно много работать, а молодежь не всегда к этому готова. К сожалению, по своему педагогическому опыту знаю, что есть молодые люди, которые где-то по телевизору видели дизайнеров в «Квартирном вопросе», дома у себя передвинули шкаф, нарисовали шторы — и сделали вывод о простоте профессии.

Конечно, я пытаюсь абитуриентам и особенно их родителям объяснить, что дизайн — это серьезная, требующая высокого интеллекта деятельность на стыке науки и искусства. К сожалению, современные дети мало читают книг, все знания у них — сиюминутные, а остальное можно найти в Интернете. Однажды на занятии попросил девочку-девятиклассницу разделить 62 пополам — оказалось, не умеет. А фантазия, умение логически мыслить необходимы художникам и дизайнерам. Сегодня для молодежи думать — это наказание.

Алена Сеничева