35media.ru

Любимая работа механика Веселова

В Череповце по-прежнему в спросе рабочие специальности. Сегодня наш разговор об одной из таких специальностей и ее перспективах с Алексеем Веселовым. «Технарь по жизни» — так он говорит о себе. Выбор дела своей жизни он сделал осознанно.

«Из чего же сделаны наши мальчишки?»

Все мы родом из детства. Расхожая фраза, однако прописные истины никто не отменял. Это сейчас Алексей Иванович Веселов — начальник прессового цеха, серьезный человек, профессионал своего дела. А получился он из мальчишки, который испытывал жгучий интерес к технике, к шестеренкам, двигателям, шарикам и подшипникам, ко всему, что вертится, крутится и передвигается. Интерес к технике привил и поощрял его отец, Иван Александрович Веселов (ушел из жизни в 1998 году). В пять лет Алексей лихо катался на детском велосипеде. В 10 пересел на мопед, в 14 — на мотоцикл, а в 18 лет Алексей, студент первого курса ЧГУ, ездил на занятия на собственном автомобиле.

— Первой серьезной техникой для меня, тогда еще пацана, был мопед. Но папа не просто мне его подарил, новенький, мол, катайся, не поломается. Это была старенькая техника — я три дня ремонтировал, один день катался, — рассказывает «Речи» Алексей Веселов. — Расчет отца был в том, что я научусь разбираться в технике не на словах, а на деле. Верный расчет. Этот мопед до сих пор жив, он у меня в гараже в деревне хранится как память о былых подвигах.

К слову, когда мне было семь лет, отец сажал меня за руль своей машины ВАЗ-21043, «четверки». И я вполне справлялся с управлением. Конечно же, в безлюдных, безопасных местах. Я это к тому, что в 18 лет управлять автомобилем для меня было естественным.

К сожалению, как рассказывает собеседник, отец ушел из жизни рано, когда Алексею было 12 лет. А что такое подросток? Нужна свобода, свои карманные деньги… Вот и пришлось мальчишке искать работу, чтобы маме, Наталье Георгиевне, было не так тяжело поднимать детей (у Алексея есть старшая сестра, Александра Ивановна Веселова). Работы не гнушался: грузчик, чернорабочий, подсобный работник… Мать его поддерживала: «Твои деньги, сынок, честно заработанные, ты и трать».

Куда пойти учиться?

Такой вопрос перед Алексеем Веселовым после 11-го класса, считай, не стоял. Он твердо знал, что хочет получить техническую специальность. Разве что выбирал, быть электриком или механиком. Перевесило второе. Алексей окончил ЧГУ по специальности «металлургические машины и оборудование».

— Честно признаюсь, я не был отличником. Но во-первых, выбор мною профессии был осознанным. Я технарь по жизни. Во-вторых, я знал: главное для усвоения предмета — это понимать его. Зубрить не умел и не умею. Кроме того, всегда ставил перед собой цель, задачу, намечал пути ее решения. Учеба ради учебы или ради корочек мне была не нужна.

По окончании университета Алексей отправился работать в строительную компанию. И там начал поступательное движение по карьерной лестнице: разнорабочий, мастер, механик, технический руководитель… Стройка — хорошая школа, которая ценит «универсальных солдат». Сегодня ты изготавливаешь металлоконструкции, а завтра кладешь кирпич или штукатуришь стены.

— Восемь лет я проработал механиком, при этом фактически выполняя функции заместителя начальника цеха, — говорит Алексей. — Четыре года как работаю начальником прессового цеха на производстве «Сталь-Эмаль». За всю жизнь мне пришлось освоить многие умения и навыки. Начиная от «забить гвоздь в стену», освоив такие профессии, как строитель, механик, слесарь, слесарь-ремонтник, наладчик, прокатчик, технолог, и заканчивая начальником цеха, должностью ИТР, руководителя.

Как подчеркивает Алексей, профессия механика — творческая. Без смекалки, сообразительности, геометрического (пространственного) мышления в ней делать нечего. Она предполагает ремонт и изготовление сложного оборудования, узлов, станков для металлообработки и т. д. Этому не учат в институтах, хотя теорию дают — куда без нее. Но жизнь полна неожиданностей. Любой может ошибиться в выборе профессии в начале пути. Отсюда и удивительные превращения. Человек с образованием повара может стать прекрасным программистом. А программист — уйти в инженеры-конструкторы.

Добавим к сказанному, что у Алексея Веселова сын, зовут его Иван, ему два года и восемь месяцев. Но уже в столь юном возрасте Иван, как и папа, проявляет живой интерес к технике. Когда Иван вырастет, возможно, он, как и папа, точно будет знать, куда пойти учиться, кем стать.

Что же может определить выбор профессии механика? Наверное, нужно чувствовать себя физиком, а не лириком, технарем, а не гуманитарием. Должен быть интерес к профессии, увлеченность.

Требуется механик

Ну что ж, отправимся на рынок труда, чтобы узнать, нужны ли сегодня механики.

— Есть такие вакансии, — говорит «Речи» Ольга Кармановская, начальник отдела маркетинга, связи с работодателями и прогнозирования рынка труда отделения занятости населения по городу Череповцу и Череповецкому району. — В списке наиболее востребованных шесть вакансий. Зарплата от 14 000 до 40 000 в зависимости от организации.

В зависимости от организации, как пояснила Ольга Кармановская, означает, что механик механику рознь. Общее в том, что меха-
ник связан с техникой.

А с какой техникой — зависит от отрасли. Это может быть судовождение, строительная отрасль, химическая, металлургическая. Может быть автоколонна или автомастерская. Например, мы нашли в базе вакансий позицию «механик судовой», зарплату предлагают 41 000 рублей. У такого механика узкая специализация.

К слову, в силе остается и традиционная черта череповецкого рынка труда. В основном рынок испытывает потребность
в рабочих специальностях.

Из 4010 вакансий, по данным городской службы занятости на 1 августа 2018 года, 56,4 % (2317) — рабочие специальности. В том числе и механики. Уровень безработицы 0,75 % (ниже единицы — хороший показатель). Безработных на учете городской службы занятости 1319 человек.

Чтобы дополнить картину, мы решили пройтись по Интернету: кому из работодателей нужны механики и что предлагают.

Работа механиком. Дирекция по развитию, эксплуатации и ремонтам производства аммиака — управление по организации ремонтов. Образование: машины и аппараты химических производств. Зарплата не указана. Видимо, по результатам собеседования.

Механик. Требования: выпуск авто на линию, проверка технического состояния автомобилей, доставка запчастей и организация ремонтов. Обязателен допуск на выпуск автомобилей на линию. Сменный график два через два. Зарплата 30 000 рублей.

Механик. Ремонт спецтехники: экскаватор, бульдозер, дробилка и т. д. Зарплата от 30 000 рублей.

Ну и далее в таком же духе. Нужен автослесарь-моторист с опытом работы в автосервисе, без вредных привычек. Коллектив дружный. Образование среднее/высшее техническое. Оформление согласно Трудовому кодексу РФ. Зарплата сдельная, от 15 000 рублей, выплачивается без задержек. Работать нужно будет в современном центре. В другом объявлении просят не беспокоиться тех, у кого нет справки об отсутствии судимости. Еще один механик нужен для ремонта швейного оборудования. Нужен человек с опытом, который как специалист смог бы поддерживать промышленное швейное оборудование в работоспособном состоянии, контролировать соблюдение правил его эксплуатации, техническое обслуживание и текущий ремонт. Заработная плата договорная. Нужен даже сменный капитан, первый помощник механика теплохода. Со средним профессиональным или высшим образованием возьмут механика судовождения.

И все-таки главное в профессии, наверное, любить свою работу и быть профессионалом высокого уровня.

«Зигзаг» удачи рабочей профессии

На производство мы попали, когда отдохнувшая рабочая смена шла через центральную проходную в свои цеха. Мы с Алексеем Веселовым остановились у Доски почета, и он ежеминутно отвлекался, чтобы пожать кому-то руку, поздороваться с коллегами.
#Идем в прессовый цех. Это просторный корпус с высокими потолками — с пятиэтажный дом. «Под куполом» работает кран.

Крановщик — девушка. Нам снизу ее не видно. Но она ловко и привычно управляется с огромными механизмами, вес которых исчисляется не килограммами — тоннами. У самого входа в цех пресс «Зигзаг» испанского производства. Что на нем делают? Как нам пояснил Алексей Веселов, сначала рулоны металла режут на узкие ленты — штрипс. Из лент вырубаются диски. Они являются заготовками для будущих кружек, чайников, тазиков, ведер. В цехе более 250 единиц оборудования: вырубные, вытяжные, формовочные прессы и т. д. У каждого свое предназначение. «Зигзаг» — один из них. На нем работает наладчик холодноштамповочного оборудования Александр Павлов. Он как раз отошел, чтобы осмотреть агрегат. А на операцию штамповки встал его молодой помощник Иван Гатчин.

Еще один агрегат — Seyi, вырубной пресс. Тайваньского производства. «Тайванец» в данный момент отдыхает. В цехе мы видим не только мужчин, но и женщин, и их немало.

— А чему вы удивляетесь? Коллектив прессового цеха на 80 % состоит из женщин. Основные профессии: штамповщик, крановщик, водитель погрузчика. Мужчины — это наладчики, слесари, электрики, — говорит «Речи» Алексей Веселов. — Почему женщины? К примеру, штамповщик — это кропотливая, монотонная, скучная и однообразная работа. Требует усидчивости и терпения. Этого как раз больше в женщинах.

Идем дальше. На нашем пути огромные контейнеры с деталями и штампованными заготовками: тазики, чайники, носики, дужки, державки, кастрюли, ведра.

К слову, есть в прессовом цехе и такой агрегат, который делает почти полностью штамповку чайника. Условно говоря, нажмешь рычаг — выскакивает чайник. Правда, без носика и державки. Остальное приварят на последующих операциях. Потом все эти заготовки из холоднокатаного металла уйдут в цех эмалирования. И сойдут с конвейера в виде готовой продукции. Не только для череповчан, и для других россиян — география широкая. Уйдет наша череповецкая продукция и в Казахстан, Узбекистан, другие страны СНГ, в Китай. В Череповце вообще многое умеют делать: металл, удобрения, фанеру… Нам есть чем гордиться. Хорошо бы еще и машины и агрегаты самим производить. Пока же, как мы поняли, на производстве большая часть новых агрегатов — «иностранцы». Наши прессы есть, но они уже почти отслужили свой срок.

Мы выходим из цеха. Итак, мы получили некоторое представление о профессии механика. Пусть поверхностное, но мы и не ставили перед собой цели писать научную статью. Важно иметь общее представление. И пришли к выводу: механик — большая, емкая профессия. Даже не профессия, а призвание. Механики — это слесари, наладчики, инженеры и так далее.

Механик подобно врачу должен уметь поставить диагноз оборудованию. И не только поставить диагноз, но и «вылечить», если оно «болеет». В цехе чисто, работа понятная, может быть, и несложная, не требует высочайшей квалификации. Но требует здоровья. Физические нагрузки здесь немаленькие. Бывает, что и целый день на ногах. Требует профессиональных знаний, опыта, практики. В прессовом цехе нет библиотечной тишины, поэтому специалисты работают в берушах. Глаза закрыты очками. Техника безопасности и сохранение здоровья персонала — это одни из важнейших задач на предприятии. Безусловно, имеет значение и зарплата. Для примера: штамповщик получает от 23 тыс. рублей, наладчик — от 32 тыс. рублей. Смены по восемь часов, график скользящий (по другому его здесь называют «график здоровья»). Здесь ценят стабильность, социальную защиту. Есть и Доска почета. Почет по заслугам никто не отменял.

Татьяна Ковачева