35media.ru

«Моя милая живет в своем теплом чуме»

В главном ансамбле Коми «Асъя кыа» выступают выходцы со всей России. Но корреспонденту «Речи» удалось найти среди артистов уроженцев края оленеводов. И они рассказали, что для жителя Коми попасть в ансамбль — хорошая карьера. Но олени лучше.

Тройной тулуп

«Асъя кыа» переводится с коми языка как «утренняя заря», это самый старый и самый авторитетный творческий коллектив Республики Коми. Ни больше ни меньше — гордость этого северного народа. На череповецкий концерт их турне по Вологодчине корреспондент «Речи» пришел на пару часов раньше, когда «заря» еще не взошла. Артисты репетировали: танцовщики сменяли вокалистов, а оркестранты и вовсе не покидали сцену.

Танцы народа коми по экспрессии отличаются от кавказских, но усыпляющими их тоже не назовешь. На Севере не попляшешь — замерзнешь. Давно замечено, что фольклор и народное искусство сродни спорту, а потому в ансамбле «Асъя кыа» две трети молодых и сильных. В перерыве между репетициями они расселись по диванам и подоконникам закулисья Камерного театра и, как положено их сверстникам, уткнулись в телефоны и планшеты. Если бы не тулупы оленеводов и национальные головные уборы коми-зырян, размещенные на большой закулисной вешалке, и не замысловатые инструменты (вроде бубнов с оленьей кожей), могло бы показаться, что в Череповец заглянул балет «Тодес». Тишину нарушал исполнитель пронзительных коми песен, который в коридоре распевался… итальянской оперой.

В Сыктывкаре он и его коллеги исполняют гимн Республики Коми, который открывается куплетом про глубокие снега, холодные ветра и высокую тайгу. Артисты «Асъя кыа», преданные фольклору края, на сцене живут как дома. Танцуют в тулупах, унтах, меховых шапках и рукавицах (настоящих, толстых, я щупал) и, наверное, не слишком радуются, когда сердобольные организаторы жарко натопят в зале для удобства гостей с Севера.

В первом отделении ансамбль «Асъя кыа» исполнял песни на коми языке («Моя милая живет в своем теплом чуме» — звучал синхронный перевод) и танцевальные номера на основе местного быта. Артисты ловили на сцене рыбу, загоняли оленей и отмечали удачный день, ударяя палками в бубны и потрясая копьями под чарующий речитатив «Эй йа». Копьями артисты «Асъя кыа» владеют мастерски. То схлестнутся в драке-танце, то скрестят и вмиг выстроят подобие чума.

Коми с Кубани и из Уфы

Второе отделение концерта было целиком отдано русскому народному репертуару — танцы вприсядку в легких косоворотках и сарафанах стали для артистов чем-то вроде вентилятора.

«Мы много ездим по России, вот и подготовили русское отделение, его очень хорошо принимают», — рассказал корреспонденту «Речи» художественный руководитель и главный дирижер ансамбля Александр Титаренко.

Он уроженец Республики Коми, но корнями с Кубани. Еще будучи студентом, начинал барабанщиком в оркестре ансамбля и постепенно поднялся в руководители.

«Репертуар «Асъя кыа» строится вокруг национального творчества Республики Коми, это всегда в приоритете, — рассказывает он. — В подготовке программ мы пользуемся материалами этнографических экспедиций и сами нередко отправляемся в глубинку Коми за фольклором — песнями, танцами, обрядами. Тем, что еще не умерло. А это не умерло, поверьте. В районах Республики Коми на праздниках поют и танцуют многое из того, что пели и танцевали десятки и сотни лет назад. Наблюдаем, записываем, если особо понравилось — изучаем в деталях. Вплоть до каких-то мотивов в костюмах перенимаем. Чтобы ничего не потерять. Иногда сталкиваемся с тем, что люди в глубинке не помнят, что пели и как отмечали праздники их предки. Но поговоришь с ними, покажешь старые материалы, вспоминают — и сами удивляются этому. Наши программы нравятся не только зрителям из других регионов, но и нашим землякам. И для ансамбля это очень важно».

Для певцов, работающих в ансамбле, владение коми языком обязательно. Плюс ко всему в «Асъя кыа» работает педагог, который учит правильному выговору. Танцовщикам позволяется языка не знать, чем и пользуется уже четверть века главный балетмейстер Дмитрий Бушуев. Он уроженец Башкортостана, окончил хореографическое училище в Уфе, но вместо умирающего лебедя выбрал бегущего северного оленя и танец оленевода под бубен. В нулевые годы Дмитрий Бушуев вновь обратился к классической хореографии, работал в балетных труппах престижных московских театров, но принял решение вернуться в «Асъя кыа».

«Почему приехал в Сыктывкар? Нет, это не было распределением, мы с ребятами-однокурсниками сами выбрали государственный ансамбль «Асъя кыа», приехали целой компанией, — говорит Дмитрий. — Сюда принимали, были хорошие условия, и мне показалось это интересным. За 25 лет коми язык я так и не выучил, а какие-то особенности быта, истории и танцы, разумеется, довелось узнать. Без этого невозможно было бы работать. В Коми несколько районов, жители которых довольно сильно отличаются друг от друга, и особенности каждого нужно было изучить».

Сын в школу, родители в тундру

Встреча выпускников — дело трудное, иногда годами срывается из-за несовпадения графиков бывших одноклассников. Певице ансамбля «Асъя кыа» Валентине Ковальчук (фамилия по мужу) собрать свой класс особенно трудно — одни вернулись из тундры, другие ушли. Ее школьный класс в деревне на северо-западе Республики Коми наполовину состоял из детей оленеводов.

«Родители надолго уходят с оленями, а детей оставляют в школе учиться, — рассказала Валентина корреспонденту «Речи». — Многие из них, когда выросли, тоже стали оленеводами. Вы не подумайте, это вполне современные люди, и в их домах чего только нет. Но тундра им нравится больше, не могут без нее жить. Придут на несколько дней в свой деревенский дом, а потом снова кочевать. Я коми-ижимка, наш ижимский диалект отличается от традиционного коми языка. Нас в ансамбле человек 15 местных, часто говорим на своем между собой. Чей-то диалект понимаю, чей-то не очень. Все недопонимания разрешаем по-русски. Финского совсем не понимаю, ни слова. На слух наши языки похожи, но на самом деле ничего общего нет. Пою с детства и в школе пела в хоре. После школы поехала в Сыктывкар и поступила в студию ансамбля «Асъя кыа», который в Коми все знают. Перед земляками выступала не раз, им очень нравится».

Сергей Виноградов