35media.ru

Хайп, спиннер — и никакой политики

Конец декабря — традиционное время подводить итоги уходящего года в самых разных сферах жизни, чем и занимаются сейчас многочисленные эксперты. О том, каким был 2017-й, можно узнать из архива новостей, однако людей задевают не все громкие заголовки.

Поисковые запросы

В эпоху Интернета значимым показателем интересов общества (формирующимся, понятно, из интересов каждого конкретного пользователя) стали поисковые запросы. Крупнейшие поисковики уже давно анализируют эти запросы, пытаясь найти самые быстрорастущие.

Дело в том, что список популярнейших тем из года в год меняется мало: запросы о погоде или о пробках на дорогах никогда не слезут с верхних строк любого рейтинга. Поэтому анализируют в основном восходящие тренды — то, о чем в уходящем году стали спрашивать гораздо больше, чем прежде.

Так, по версии «Яндекса», главными событиями в России и мире, согласно запросам россиян, стали (в порядке убывания интереса) теракт в Петербургском метрополитене, подростковые группы смерти, скандал вокруг фильма «Матильда», введение штрафа за отсутствие на авто знака «Шипы», деятельность ФБК и Алексея Навального, эпидемия вируса Коксаки в Турции, ураган в Москве, привоз мощей Николая Чудотворца в Москву, преследование мусульман-рохинджа в Мьянме и открытие парка «Зарядье» в Москве.

Явлением года «Яндекс» назвал криптовалюты. За ними следуют спиннер, а также смартфоны-новинки: iPhone X, Samsung Galaxy S8 и iPhone 8.

По версии Google, ситуация несколько отличается: главными событиями и явлениями года стали жеребьевка чемпионата мира по футболу 2018 года, чемпионат мира по хоккею и Кубок конфедераций. Следом в списке идут спиннер и iPhone 8, поединок боксеров Макгрегора и Мейвезера, биткоин, теракт в Санкт-Петербурге, вручение «Оскара» и ураган в Москве.

Чаще всего пользователи искали в Интернете, что такое хайп и спиннер.

Свой рейтинг главных русских слов 2017 года составили и эксперты Центра творческого развития русского языка. Первая тройка выглядит так: реновация, биткоин и хайп.

Как поймать хайп

Выводов из всего вышеизложенного можно сделать несколько, хотя большинство из них лежит на поверхности.

Во-первых, в очередной раз приходится убедиться, что политические водовороты, с которых традиционно начинаются телевизионные выпуски новостей, которые занимают первые полосы центральных газет и заглавные страницы сайтов ведущих информагентств, никогда не станут интересовать людей больше, чем сообщения о происшествиях, события из условной рубрики «Общество» и, разумеется, развлечения.

Кто-то в этой связи говорит о некой инфантильности общественного сознания, вспоминая избитую фразу о том, что ты можешь не интересоваться политикой, но она всегда интересуется тобой. А кто-то, напротив, видит в этом позитив, невозможность вдолбить людям в головы то, чего они там видеть не желают.

Так или иначе, это очень похоже на строчку из старой песни: «Я любимой объяснял, как лебедка тянет трал, а она не хочет слушать — хочет, чтоб поцеловал».

Еще один очевидный вывод — Интернет граждане часто пытаются использовать для того, чтобы объяснить себе суть новомодных явлений, проникающих в русский язык… с легкой руки того же Интернета.

Так, например, родители узнавали, что загадочный спиннер — это всего лишь вращающаяся игрушка на подшипнике. А жители регионов завидовали москвичам, узнавая, что реновация — это программа по сносу в столице хрущевок и переселению их жильцов в новые квартиры.

Сложнее было с «хайпом», ведь однозначного перевода с английского тут нет. Можно назвать это явление шумихой или ажиотажем, раздутым вокруг какого-либо события. «Ловить хайп» означает паразитировать на этой шумихе, комментируя наиболее резонансные события в тот момент, пока они еще горячи, привлекая тем самым внимание к своей персоне.

Как видим, слово новое, а явление, увы, нет. В разговорном русском уже успело устояться другое слово с английскими корнями — пиариться на чем либо. На том же фильме «Матильда», например. Или на подростковых группах смерти.

Трамп проиграл феминизму

В остальном мире, впрочем, политика тоже не в особой чести. Американский журнал Time, например, назвал человеком года «нарушителей молчания», которые привлекли внимание к проблеме сексуальных домогательств, особенно в шоу-бизнесе. По той же причине американский словарь Merriam-Webster назвал словом 2017 года «феминизм».

Напомним, кампания возникла после статьи-расследования в «Нью-Йорк Таймс», где говорилось о том, что голливудский продюсер Харви Вайнштейн десятилетиями приставал к женщинам, но эти случаи не предавались огласке. После этого о домогательствах с его стороны заявили десятки актрис и сотрудниц кинокомпаний.

Далее — целый вал разоблачений. В приставаниях обвинили режиссеров Ларса фон Триера, актеров Кевина Спейси, Дэнни Мастерсона, Стивена Сигала, Дастина Хоффмана, комика Луи Си Кея, а также некоторых политиков.

По версии Time, после подсчета голосов за звание человека года президент США Дональд Трамп оказался только на втором месте. И лишь британский словарь Collins объявил словосочетанием 2017 года выражение «фейковые новости», то есть «фальшивые новости». Его часто использовал Трамп, в частности комментируя сообщения американских СМИ о «вмешательстве» России в выборы в США в 2016 году.

По мнению россиян

В целом 2017 год со всеми его перипетиями россияне оценивают не так уж плохо. Согласно опросу «Левада-центра», доля тех респондентов, для кого уходящий год был удачным, выросла с 37 % до 53 % по сравнению с 2016-м.

Для большинства россиян (63 %) этот год был «средним». С 28 % до 17 % снизилась доля тех, кто говорит, что год был плохой или очень плохой.

Что касается 2018 года, то 55 % опрошенных ожидают, что он будет лучше уходящего, еще 22 % —
что не хуже, не ждут изменений 14 %. Пессимистично настроены лишь 3 %. Посмотрим, оправдаются ли такие ожидания.

Андрей Савин