Сбой оставил без 10 миллиардов

То, чем россиян пугали перед миллениумом, фактически произошло в минувшую среду. Сбой в работе цифрового оборудования прокатился по всей стране начиная с Дальнего Востока, вынудив магазины и автозаправки закрыть двери перед покупателями.

«Кто поедет в Ярославль через Пошехонье, заправляйтесь в Череповце! Газпром нефть не работает. Какие-то неполадки с компьютерами. Две машины уже ночуют с пустыми баками», — такое сообщение в 3.07 разместил в соцсети житель Ярославля. Реальные масштабы проблемы выяснились только наутро: технический сбой произошел по всей России.

Как следует из разъяснений Федеральной налоговой службы, коснулся он техники компании АО «ШТРИХ-М» и связанных с ней ООО «РР-Электро», ООО «Тринити» и ООО «НТЦ «Измеритель».

Обязательное использование электронных касс было введено с июля 2017 года. Они должны через Интернет отправлять в ФНС налоговые данные по каждой операции в режиме реального времени, однако с наступлением 20 декабря сделать этого не могли: всплыла ошибка в программном коде.

О проблеме сообщили «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпром нефть», а также федеральные и региональные торговые сети. Какие-то магазины, как, например, «Магнит», с разрешения ФНС пробовали осуществлять расчеты без применения касс. Роспотребнадзор порекомендовал россиянам фотографировать процесс покупки товара на случай, если они захотят вернуть не подошедшую вещь.

Какие-то торговые точки предпочли на время закрыться. В Череповце, в частности, не работал «Макси» на Октябрьском пр., 25. Девять магазинов этой сети были закрыты в Вологде.

Директор российской сети магазинов бытовой техники DNS Дмитрий Алексеев назвал случившееся «страшным сном ретейлеров»: «Сейчас по всей стране, вслед за солнцем, из всех магазинов несется мат. Ибо что может быть хуже, чем лишиться возможности осуществлять торговлю в предновогодние дни?»

По подсчетам экспертов, российские розничные продавцы из-за сбоя недополучили 10 млрд рублей (при средней дневной выручке около 67 млрд).

Постепенно эту первую в своем роде проблему устранили. Как рассказал «Речи» один из инженеров, который занимался этим в нашем городе, менее всего пострадали те, у кого было установлено оборудование разных производителей.

В самой компании «ШТРИХ-М» в среду заявили, что сбой, вероятнее всего, каким-то образом был связан с датой 20.12.2017 и не коснулся тех, кто вовремя обновил программное обеспечение кассовых аппаратов.

Илья Драницин