35media.ru

Не побоялись писать об измене

Результатами итогового сочинения (изложения) в 11-х классах школ Череповца в целом учителя довольны: незачет получили лишь 13 человек, все — за сочинение. Изложение успешно написали все выпускники. Подробности выяснила газета «Речь».

Начнем с цифр. Готовились писать итоговую работу по литературе 1 505 выпускников 11-х классов этого учебного года: 1 496 человек — сочинение, девять — изложение (его имеют право писать ребята с ограниченными возможностями здоровья). Написали 1 478, из них восемь человек выбрали изложение. Зачет получили более 99 %: 1 457 тех, кто писал сочинение, и все выпускники с ограниченными возможностями здоровья.

Какие же темы были предложены выпускникам на этот раз? Как и в прошлые годы, заранее были определены лишь тематические блоки: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». Темы, предложенные выпускникам 2017/2018 учебного года, звучали, как всегда, более конкретно.

«Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». Это тема-лидер, ее выбрали более 40 % учеников (594 человека). Очень многие, по отзывам учителей, проверявших работы, ссылались на рассказ Александра Куприна «Чудесный доктор»: размышляли о поступке доктора — профессора Пирогова, который не просто бесплатно осмотрел тяжелобольного ребенка и назначил лечение, но и оставил деньги семье, оказавшейся в бедственном, почти отчаянном положении.

— По условиям школьники должны приводить примеры в первую очередь из литературы, — говорит преподаватель череповецкого центра образования № 12 Оксана Батаева. — Все наши ученики с этим заданием справились.

«Когда измену можно простить?». Казалось бы, тема для взрослых, поживших людей, но ее выбрали 397 выпускников (27 %) — и она заняла второе место по популярности среди школьников Череповца. О чем писали ребята, о какой именно измене размышляли (измене в любви, дружбе, измене себе самому), какие произведения брали для анализа, учителя рассказать отказались, объяснив так: «Это личная информация, и разглашать ее мы не имеем права».

Зато родители высказали свое мнение.

— Очень странная тема! — считает мама троих детей Татьяна Герасимова. — Детям без жизненного опыта предлагать рассуждать об измене в семейной жизни — зачем? Что это будет, кроме общих «правильных» слов о том, что надо прощать и т. д.? Вся беда-то в том, что мы прощать не умеем, даже люди верующие.

Три остальные темы выбрали менее трети учеников. На вопрос «Чем смелость отличается от безрассудства?» отвечали 195 школьников (13 %). Тему «Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?» выбрали 156 человек (10,6 %). Наиболее близкая к публицистике тема «Бывает ли общественное мнение ошибочным?» вызвала наименьший интерес: об этом размышляли 128 человек, или 8,7 %.

У тех, кто не смог получить зачет за итоговое сочинение по литературе или пропустил этот день по уважительной причине, будет возможность пересдать 7 февраля и 16 мая. Как правило, в эти дни присоединяются к участию и выпускники прошлых лет.

Ирина Ромина