35media.ru

«Вы — визитная карточка Череповца»

Гости юбилейного вечера назвали оркестр гордостью и визитной карточкой Череповца, а дирижера Валентину Голубеву — подвижницей и доброй игуменьей. Оркестру преподносили цветы и музыкальные подарки, а юбиляры ответили программой произведений Бетховена.

Количество прожитых симфоническим оркестром лет, новых программ и сыгранных концертов известно и поражает воображение. Но как подсчитать число людей, которые благодаря оркестру и лично Валентине Голубевой отличают композитора Бетховена от одноименной собаки из голливудской комедии? Влияние оркестра на жизнь города не всеми замечается, но оно слишком очевидно, чтобы о нем спорить. Города с оркестром и без оркестра различаются так же, как деревни с библиотекой и без. Актер и режиссер Константин Райкин говорил, что уже по беседующим на вокзальном перроне может понять, имеется ли в этом городе театр. С оркестром та же история.

Когда симфонический оркестр появился в Череповце, город тоже был «деревней без библиотеки». В те годы своим оркестром обладал не всякий областной центр, а тут районный город… В 1987 году оркестр родился на базе студенческого камерного оркестра Череповецкого музыкального училища (ныне училище искусств), а в 1995 году стал профессиональным коллективом.

Симфонический оркестр — один из старейших музыкальных коллективов Череповца. И хотя он уже сегодня яркая страница в истории Череповца, запах нафталина оркестра не коснулся. Его участники дают концерты на улицах и играют с молодыми музыкантами, изобретают новые жанры и аккомпанируют звездам эстрады. И несколько раз за сезон радуют новыми программами своих поклонников.

Первое отделение юбилейного вечера, который прошел в Камерном театре, стало ознакомительным и ностальгическим. Первый состав оркестра набирался из студентов и молодых преподавателей Череповца, и некоторые из них до сих пор играют в оркестре. Некоторые из оркестрантов стали директорами учреждений культуры, другие нашли себя в музыкальной педагогике, третьи — на театральной сцене. Коллектив стал местом встречи нескольких семейных пар, а их дети пошли по стопам родителей и выступают с оркестром.

Вечер начался с поименного представления всех музыкантов оркестра, и свои пять минут славы получил каждый. Оказалось, что по составу оркестр является настоящей сборной Союза (по месту рождения и учебы) — со сцены Камерного театра прозвучали, кажется, названия всех консерваторий страны.

За 30 лет симфонический оркестр поработал с выдающимися музыкантами России. Один из них, пианист, композитор и педагог Московской консерватории Александр Вершинин, рассказал со сцены забавную историю, как во время одного из концертов дирижер Валентина Голубева в эмоциональном порыве сбросила палочкой партитуру в зрительный зал.

«Я слышу какой-то шорох в зале, но оторваться от клавиш не могу, — рассказывает пианист. — Потом мне рассказали, что зрители передавали партитуру на сцену».

Протоиерей Александр Куликов рассказал о впечатлениях от программы симфонического оркестра «Музыка при свечах».

«Свет гаснет, на сцене зажигают свечи, и звучит музыка Вивальди, Баха и других композиторов, — вспоминает он. — И люди ее не просто слушают, а внимают».

И сравнил Валентину Голубеву с доброй игуменьей, которая заботится о своем музыкальном монастыре. На второе отделение дирижер вышла во фраке (женщина-дирижер вообще редкость, а во фраке дирижирует только Голубева), а музыканты переоделись в концертное. Гости юбилейного вечера услышали лучшие произведения Бетховена.

В Череповец Валентина Голубева приехала в 1981 году по распределению после окончания горьковской консерватории. Она родилась в глухой деревушке Горьковской (ныне Нижегородской) области.

«К своим тринадцати годам я никогда не видела рояль, но читала о нем и влюбилась, — рассказывала она в одном из интервью «Речи». — Среди инструментов, которые отыскались дома, — а их было много, папа на всем умел играть — я остановила выбор на аккордеоне, потому что клавиатурой он похож на рояль».

А впервые услышав оркестр, отправилась поступать на дирижера и затаила мечту о собственном оркестре. По окончании консерватории у нее была возможность остаться в Горьком, но это означало на годы остаться под крылом и присмотром маститых учителей. «А мне хотелось самостоятельности, — говорит она. — И в Череповце ее хватило с лихвой».
Но до исполнения мечты было еще далеко. Три года работала в Германии, едва не ушла из музыки в медицину, а потом все сложилось с оркестром.

«Оркестр для дирижера — это инструмент, но инструмент живой, состоящий из личностей, — говорит Валентина Голубева. — Каждый считает себя музыкантом и каждый думает, что знает, как лучше. Хороший дирижер дает музыканту поле, пускай подчас и не очень широкое, для импровизации. Дирижер без оркестра — ноль с палочкой, но и оркестр без дирижера немногим больше».

Сергей Виноградов