«Потрясены устои школы»

Целую неделю в октябре десятиклассницы череповецкой женской гуманитарной гимназии вместо уроков занимались созданием собственных проектов, направленных на улучшение школьной среды. Учителя не препятствовали: в гимназии прошла «Неделя перемен».

Как это было? Девочки объединились в проектные группы и творили. Вместе с приглашенными тьюторами — архитектором, театральным педагогом, художником и арт-менеджером. С одним из них, Свеном Линнертом, диалог шел на немецком языке. Причем взрослые не столько учили (рисовать, создавать композицию, играть на сцене), сколько разговаривали с гимназистками о жизни, их взглядах, увлечениях, проблемах. И только к концу недели они все вместе стали создавать свои работы, выражая свою позицию, свои взгляды.

Откуда такие возможности? Гимназия выиграла грант Гете-института — Немецкого культурного центра имени Гете.

Что получилось? В раздевалке, на стенах в коридорах гимназии появились картины, написанные красками или сделанные из обычного скотча; на стене в столовой теперь мозаика; девочки познакомились с историей своей гимназии, корни которой уходят далеко в прошлое — в XIX век. Участницы еще одной группы стали актерами форум-театра и показали свой спектакль.

— Форум-театр — не совсем театр, — рассказала перед началом выступления театральный педагог Мария Колосова (Санкт-Петербург). — Это жизнь. Спектакль основан на реальных событиях, конфликтах, в которых не всегда можно найти однозначное решение.

Главное отличие форум-театра от традиционного — возможность участия зрителей. После короткого спектакля — обсуждение (оно получилось бурным и очень заинтересованным, ведь в спектакле шла речь о самых наболевших проблемах гимназисток, конфликтах с учителями и родителями). Кому-то из взрослых было обидно увидеть себя глазами подростков именно такими («Потрясены устои школы» — даже такая фраза раздалась в зале). Но большинство стремились к обсуждению и пониманию.

— Что могла бы сказать наша героиня, школьница Ника, учителю в этой ситуации? — спрашивала Мария Колосова и, услышав ответ, приглашала: — Вы готовы сказать это вместо Ники?

И взрослые — учитель, мама, папа — выходили на сцену и вступали в диалог. Сцена повторялась, но содержание было уже другим. С огромным вниманием слушали гимназистки. Много было и шуток, и смеха, но сколько же серьезных вещей прозвучало!

И признаем: от педагогов требовалось немалое мужество, чтобы согласиться на все эксперименты проекта. Смотреть на себя со стороны. Не соглашаться, при этом показав пример в споре. И даже не скрывать своих чувств, что тоже непросто.

— Я очень волновалась, — признается директор женской гуманитарной гимназии Наталья Анашкина. — Никто ведь не знает заранее, что в итоге выйдет. Но все получилось прекрасно!

Ирина Ромина