35media.ru

Студенты захватили Художественный музей

На первом этаже — классическая графика от учащихся петербургской академии, на втором — мусорный монстр от студентов училища искусств. Как по пословице: делу время, потехе час. Две выставки открылись в Художественном музее в один день.

Энциклопедия странных существ

Именно такое научно-хулиганское название получила пятая выставка (0+) проекта «Живое дело», занявшая один из залов второго этажа Художественного музея. Начиная с 2013 года преподаватели и студенты училища искусств обрушивают на город причудливые произведения, в которых безграничная фантазия предстает в своем самом чистом и незамутненном виде. Темой нынешнего «Живого дела» стали странные существа. Участники узнали задание еще год назад, но, как они признавались корреспонденту «Речи», по студенческому обычаю взялись за работу в последнюю неделю. Отчего, как вы понимаете, произведения только выигрывали, а существа становились еще страннее.

Третьекурсница Вероника Малышева как раз из таких участников. За несколько дней и пару бессонных ночей Вероника произвела на свет фиолетовую собачку с оскаленной пастью.

«Она мне приснилась, если честно, и я ее довольно быстро сделала, — рассказала она. — Вроде бы обычный песик, но присмотришься — необычный. У него внутри бутылка, а сверху пластилин, покрыт акрилом. Когда выставка завершится, я хочу подарить эту собачку своему другу, она светится в ультрафиолетовых лучах. Ему в самый раз».

Странные существа делались из самых заурядных предметов из хозяйственного магазина — фанеры, кусочков ткани — и даже мусора. Но, попав в мир искусства, «хозтовары» немедленно теряли свой скучный статус.

Мусорный монстр стал центральным экспонатом «Энциклопедии странных существ», потому что большой, трехглазый и необычный. Заведующий художественным отделением училища искусств Леонид Диков, под чьим творческим руководством создавался монстр, рассказал корреспонденту «Речи», что по первоначальному замыслу зловещий мусорный герой должен был сжимать в руках земной шар. Но на создание глобуса у Дикова и его студентов не хватило средств и времени. Впрочем, социальный посыл — если не перестанем засорять планету, захлебнемся в мусорных лапах — отлично читается и так.

«Этот год объявлен Годом экологии, и нам тоже захотелось высказаться, — говорит Леонид Диков. — Использовали самый обыкновенный мусор, банки, фантики. Вымыли обязательно. Бумага в основном из моих закромов».

На стенах и полках расселись и разлеглись причудливые древние боги, настоящие и выдуманные, а еще водяные, русалки, лешие, существа с торчащим из глаза хоботом. Причем большинство из них, даже самые кошмарные, не из воздуха сотканы, а получены путем скрещения других, известных персонажей. Неужели человеческий мозг, даже самый креативный, не может придумать нечто невиданное?

«Это еще Сальвадор Дали говорил, что художник может придумать только то, что существует», — соглашается Леонид Диков.

Другой преподаватель училища искусств, Екатерина Громцева, представила на выставке несколько работ, и среди них две «шкурки мимимишек» — самца и самки.

«Название студенты придумали, когда работы уже были готовы, — рассказала она корреспонденту «Речи». — Они сделаны из льна. Замысел такой — шкурки сняты, но ни одно животное не пострадало».

«Однокашники» Верещагина

А на первом этаже разместилась выставка работ студентов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина «Плоды академической выучки» (0+). Подобная выставка проходит в Череповце в третий раз. Прошлые приезды студенческих выставок одного из главных творческих вузов России становились событием если не для всего Череповца, то для учащихся художественной школы и училища искусств точно. Хотя и в городе эти выставки замечали, да и как не заметить на Советском проспекте строительный кран, который поднимает гигантскую картину и перемещает в выставочный зал через окно.

Эти выставки дают творческой молодежи Череповца возможность познакомиться с тем, как и чему учат сверстников в питерской академии, а также узнать о том, как поступить в знаменитый вуз. Вместе с выставками в Череповец приезжали с мастер-классами преподаватели и руководители академии.

Обычно как происходит? Молодой художник в годы учебы трудится, ищет, вкладывает все силы своего таланта в произведения, которые после этого на долгие годы (или навсегда) запираются в вузовских хранилищах или отправляются на авторские антресоли и объявляются незрелыми попытками несформировавшегося художника. И лишь в случае, если тот становится классиком, с дебютных творений сдувают пыль и отправляют в выставочный зал.

«А почему бы сейчас не выставить их, и пусть люди решают», — подумал несколько лет назад череповецкий художник, выпускник питерской академии Иван Зайцев и обратился с предложением об организации выставки к руководству вуза и череповецкого музея. Его идею поддержали и тут и там. И первый опыт понравился всем. Настолько, что академия стала регулярно собирать самые яркие студенческие работы в большие выставки и отправлять их по стране и за рубеж.

Институт живописи имени Репина (в прошлом — Императорская Академия художеств) и Череповец — не чужие друг другу. Начать с того, что выпускником этого заведения был самый знаменитый уроженец нашего города Василий Верещагин. Кроме того, по словам заведующей Художественным музеем Светланы Пономаревой, в постоянной экспозиции Голубой гостиной и фондах ЧерМО великое множество работ выпускников академии. Да и среди представляющих череповецкую живопись и декоративно-прикладное искусство немало тех, кто считает репинский институт своей alma mater.

На выставке можно увидеть работы, созданные в различных графических техниках, с широким использованием композиционных решений и материалов: карандашные рисунки, линогравюры, офорты, ксилографии, иллюстрации разнообразной тематики. Поклонники архитектуры Санкт-Петербурга будут особенно счастливы увидеть на графических картинах улицы любимого города, избавленные от автомобильной суеты, и питерские здания без крикливой рекламы.

Сергей Виноградов