За 25 лет количество маломерных судов в Череповце сократилось в 5 раз

Копировать ссылку
Источник: Голос
Почему в порту пяти морей так мало судоводителей
За 25 лет количество маломерных судов в Череповце сократилось в 5 раз

Навигация маломерных судов стартовала еще в апреле, с 5 июня снят запрет на движение на моторах в местах нерестилищ, то есть в небольших заливах и речушках. Да, июньская погода часто огорчала череповчан проливными дождями. И хотя самым заядлым капитанам дождь не помеха, многие рулевые откладывали водные путешествия до лучших погодных условий. По-настоящему летней погоды по-прежнему нет и в начале июля, к сожалению немногочисленных череповецких судоводителей. Почему немногочисленных — это в городе-то, который стоит на судоходных реках и, можно сказать, на искусственном море, за что и прослыл «портом пяти морей», — разбирался «Голос…».

Официальная статистикаВ период 80 — 90-х годов череповецкая лодочная станция общества охотников и рыболовов (нынешнее название «Вихрь») была второй (!) по размеру в стране — здесь насчитывалось около 5 000 единиц маломерных судов. Как вспоминают череповчане постарше, оба берега Ягорбы между мостами — железнодорожным и автомобильным — были в 3 — 4 ряда уставлены лодками. На данный момент в пределах города, по официальным данным, всего около 1 000 судов в границах 4 баз-стоянок. И тем не менее на учете череповецкого подразделения Государственной инспекции маломерных судов, как нам сообщили в ведомстве, стоит 8 646 судов. Это:

— 6 755 моторных лодок,— 1 751 гребная лодка,— 86 катеров,— 32 парусно-моторных судна,— 17 гидроциклов,— 5 судов на воздушной подушке.

Читателю, обратившему внимание на разницу между фактическим количеством и количеством судов на учете, поясним, что в соответствии с новыми правилами регистрировать свое плавсредство гражданин России имеет право в любом подразделении ГИМС независимо от места проживания или прописки. Так что не исключено, что череповецкие суда ходят где-нибудь возле морских границ с Норвегией или Японией. Но необходимо учитывать, что если судно зарегистрировано в определенном отделении, то и внесение изменений и снятие с учета должны проводиться в нем же.

Куда плывем?Чтобы узнать, каков нынче спрос на маломерные суда, мы посетили один из магазинов Череповца, который в числе прочего продает и маломерные суда. В его ассортименте около 20 различных надувных лодок, которые приводятся в движение с помощью весел или подвесного мотора. Цены — от 15 тысяч рублей за маленькие лодки, на которые ставится мотор максимальной мощностью 2 «лошадки», до 100 тысяч рублей за четырехметровые семиместные. Представлены как импортные модели, так и отечественные. Лодки посерьезнее, с жестким корпусом: алюминиевые, пластиковые или из влагостойкой фанеры — обойдутся от 40 тысяч до 200 тысяч рублей. В таких лодках уже могут быть и оборудованные спальные места в каюте, и рулевое управление.

Почти за полмиллиона рублей представлена каютная моторная лодка, в которой будет комфортно пятерым членам экипажа, она оборудована тремя спальными местами. Но на такого гиганта и мотор нужен соответствующий — на веслах или двух «лошадках» не уедешь.

Моторы — отдельная категория расходов. Он может быть дороже самой лодки. А мощный и качественный «японец» может стоить около миллиона рублей. Самый простенький двухтактный агрегат мощностью 2 л. с. обойдется примерно в 30 тысяч рублей. Чем больше судно, тем, соответственно, мощнее нужен мотор.

— Как с продажами в нынешнем сезоне? — интересуюсь у продавца-консультанта.

— Лодки покупают не очень бойко: когда 2 — 5 штук в месяц, а повезет, и 10 реализуем. Кризис — люди деньги берегут. Да и цены на качественный импортный товар, конечно, взлетели вверх.

— На какие лодки спрос больше?

— Абсолютно непредсказуемо. Сегодня могут зайти за алюминиевой, завтра — за надувной.

В другом магазине продавец дал дельный совет:

— Если захотелось лодку, нужно ставить вопрос, зачем она тебе. Просто поплавать в заливе или на озере рядом с дачей — сгодится простая на веслах. Рыбаку или охотнику нужно плавсредство посерьезнее и побольше, с мотором. А для туризма и путешествий неплохо бы иметь большую крытую лодку с оборудованными спальными местами.

СудостроительМы заглянули в гости к человеку редкой на сегодня для нашего города профессии — судостроителю. У Дмитрия Прозорова свой цех по производству лодок. Сам он видавший виды рулевой, за штурвалом 35 лет.

— Что производите? — спрашиваю хозяина предприятия.

— Лодки из стеклопластика, 9 наименований. От 2,7 до 8 метров. Маленькую двухместную лодку с максимальной мощностью мотора в 5 л. с. сделаю за 3 — 4 дня. Большой 8-метровый катер с максимальной мощностью мотора 200 л. с. будем делать около 4 месяцев.

— Как с заказами?

— Как видите, не лучшие времена, — показывает Дмитрий Михайлович полупустой цех.

— С чем это, по-вашему, связано?

— Катер — удовольствие дорогое, а деньги нынче никому легко не достаются.

— Как организован процесс производства?

— Пришло вдохновение — делаю чертеж. По нему изготавливается макет, который испытывается. Потом с него делается рабочая матрица. С этой матрицы, как правило, если работать аккуратно, получится 200 — 300 изделий. На них наносится покрытие, затем красим — и лодка готова.

— У вас судостроительное образование?

— Нет.

— А как же вы делаете чертежи, откуда знаете технологии, как проводите испытания?

— Я с 14 лет за штурвалом, — улыбается Дмитрий, — тогда же примерно и сделал свою первую лодку сам.

Главное — отдыхСидим на одной из лодочных станций на Ягорбе с бывалым череповецким морским волком. Фотографироваться и называть свое имя он наотрез отказался, пожелав фигурировать в материале как «судовладелец со стажем»:

— Сейчас времена такие, что за штурвалом в основном остались люди с острой необходимостью иметь лодку или истинные любители. К первым относятся, например, люди, имеющие участки в таких деревнях, как Веретье или Хмелина, куда не попасть по земле. А пример истинного любителя — это я, — объясняет судовладелец со стажем, с тоской глядя на речную гладь.

— И почему сложилась такая ситуация? — спрашиваю я.

— Деньги, сынок. Примерно 14 — 15 тысяч рублей в год уходит на аренду большого гаража, электроэнергию, плачу 1 500 рублей в год налог на мотор в сто «лошадок». Это не считаю, сколько бензина сжигаю. На пару дней выехать порыбачить — 50 литров бензина нужно, это 2 тысячи рублей, — считает расходы судоводитель, — а еще не дай бог, например, зацепишь винтом корягу какую — около 8 000 рублей новый винт стоит. Притом не забывай, во что сама лодка и мотор обойдутся! Я, например, брал свой мотор 10 лет назад за 400 000 рублей, и это еще не новый, б/у. Нужно быть как минимум небедным человеком, чтобы позволить себе в наше время иметь лодку.

Пьем кофе, беседуем, смотрим на реку, по которой бегут волны-барашки. Наверное, на большой воде, на Рыбинском водохранилище, ветер серьезней и волны побольше. Вот и сидит морской волк, опасаясь сильного ветра, в свой выходной день на берегу в компании корреспондента вместо того, чтобы вый-ти в плавание. На дворе уже июль, а он спускался на воду только трижды. Виной всему непогода.

— Середина лета, — улыбается он, — а я воды почти не видал. Но не в улове дело: главное не рыба, главное — отдых. И за что, сам посуди, мы такие деньги платим? Чтобы несколько раз за наше короткое северное лето, которое иной раз и летом назвать нельзя, выйти на воду? Тепло всего три месяца, а аренду и налог платим за все 12.

Гуляя по берегу, я встретил еще нескольких судовладельцев. Они поделились (не пожелав назвать своих имен) своими мыслями, почему таких, как они, в городе немного:

— Налогами душат, — жалуется пенсионер, — я сам скоро, черт возьми, на весла пересяду!

— Денег у людей стало меньше, а бензин дорогущий, да и за оформление любой бумажки денег просят,  — констатирует мужчина с усами.

— А что жаловаться? Каждый сам себе хозяин, — мудрствует седой рыбак в старенькой лодке, — должно быть понимание, что ты можешь себе позволить со своими доходами, а что нет.

Получается какой-то замкнутый круг. Лодка — удовольствие дорогое. На ее приобретение и комплектование нужны немалые деньги, их нужно заработать. Кто хорошо зарабатывает, как правило, много работает. Выходных дней немного, и порой они огорчают судоводителей непогодой. Когда же лодкой пользоваться? На пенсии? Но размер госпособия не предусматривает лишних трат. Даже если экономить и вместо аренды гаража на лодочной станции хранить лодку в автомобильном (если он есть и размеры позволяют), то куда ставить автомобиль? Арендовать в межсезонье место для лодки на автостоянке или на складе не каждому по карману. Конечно, можно соорудить на дачном участке гараж для лодки, но опять же если есть участок и автомобиль с прицепом.

Дорогие игрушкиКакие налоги, взносы и пошлины должны платить владельцы маломерных судов? Эти вопросы мы адресовали в два ведомства — ГИМС и ИФНС.

Людмила Коршикова, начальник отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС № 12 по Вологодской области, объясняет:

— Катера, моторные лодки (владельцами которых являются все фигурирующие в материале люди — прим. авт.) и другие водные транспортные суда с двигателями облагаются транспортным налогом, ставка которого рассчитывается исходя из мощности двигателя. До 100 л. с. включительно — 15 руб./л. с. в год, свыше 100 л. с. — 100 руб./л. с. в год. Весельные суда и суда с мотором не более 5 л. с. налогом не облагаются. Порядок исчисления транспортного налога установлен главой 28 НК РФ и законом Вологодской области № 842-ОЗ от 15.11.2002.

Получается, что за мотор в 10 «лошадок» владелец судна платит в год 150 рублей, а хозяин огромного катера с двигателем в 250 л. с. — 25 000 рублей. Ни один из моих собеседников не похвастался, что его мотор тянет на более чем 100 л. с., следовательно, они платят в год не более 1 500 рублей в качестве транспортного налога.

Надежда Багулина, руководитель инспекторского отделения города Череповца ФКУ центр ГИМС МЧС России по Вологодской области, рассказала о стоимости госуслуг, оказываемых инспекцией:

— Государственная услуга по регистрации маломерного судна стоит 1 600 рублей + 200 рублей за экземпляр бланка судового билета, замена судового билета осуществляется 1 раз в 10 лет и стоит 650 рублей. Внесение изменений в данные оценивается в 200 рублей. Услуга по аттестации стоит 1 300 рублей.

По ее словам, с начала этого года было зарегистрировано 134 маломерных судна и 190 снято с учета. Таким образом, количество череповецких судоводителей продолжает падать. Возможно, некоторые уходят «на весла» или предпочитают двигатели с мощностью, не подлежащей регистрации.

Надежда Ивановна также рассказала нам, что в городе работает 3 школы по подготовке водителей маломерных судов. Срок обучения 2 — 3 месяца, стоимость в зависимости от классификации судна — 5 000 — 9 000 рублей (заметим, что это намного дешевле по сравнению со стоимостью обучения на водителя легкового автомобиля). Подготовка судоводителей осуществляется по следующим категориям: моторное судно, гидроцикл, парусное судно (с указанием площади паруса) и судно особой конфигурации (например, судно на воздушной подушке — прим. авт.). Экзамен (аттестацию), то есть проверку теоретических знаний и практических навыков управления судном, у кандидата в судоводители принимает государственная комиссия.

Как видим, никаких сверхрасходов на налоговые выплаты и госуслуги судоводители не несут, но их количество продолжает неуклонно сокращаться. Как подметил один из моих собеседников, улыбаясь и заводя мотор:

— Мы, мужчины, как дети, только игрушки у нас дороже.

Александр Паутов

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 80 →

Праздник законченности дел есть в календаре. А как вы справляетесь с делами?

18.53%
21.12%
16.38%
18.10%
25.86%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Георгий Филимонов
врио губернатора Вологодской области
Георгий Филимонов

«Сердечно благодарю вас за поддержку, за оказанное доверие. Читаю в комментариях поздравления и хочу сказать спасибо за каждый ваш голос, который был отдан во имя развития родной земли, который был отдан за конкретику, за результат, за будущее Русского Севера.

Я искренне рад, горд, счастлив и очень ценю, что вологжане высоко оценили наши принципы работы. Такие как, быть, а не казаться, власть для людей, становиться лучшей версией себя.

Вы оцениваете результаты, которых мы достигли за десять месяцев работы. Я благодарю всю свою команду за ярость в стремлении к всесторонней победе».

9 Сентября 2024
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
09 октября, среда
15:30:33
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 96.11
EUR 105.69