За 25 лет количество маломерных судов в Череповце сократилось в 5 раз
Навигация маломерных судов стартовала еще в апреле, с 5 июня снят запрет на движение на моторах в местах нерестилищ, то есть в небольших заливах и речушках. Да, июньская погода часто огорчала череповчан проливными дождями. И хотя самым заядлым капитанам дождь не помеха, многие рулевые откладывали водные путешествия до лучших погодных условий. По-настоящему летней погоды по-прежнему нет и в начале июля, к сожалению немногочисленных череповецких судоводителей. Почему немногочисленных — это в городе-то, который стоит на судоходных реках и, можно сказать, на искусственном море, за что и прослыл «портом пяти морей», — разбирался «Голос…».
Официальная статистикаВ период 80 — 90-х годов череповецкая лодочная станция общества охотников и рыболовов (нынешнее название «Вихрь») была второй (!) по размеру в стране — здесь насчитывалось около 5 000 единиц маломерных судов. Как вспоминают череповчане постарше, оба берега Ягорбы между мостами — железнодорожным и автомобильным — были в 3 — 4 ряда уставлены лодками. На данный момент в пределах города, по официальным данным, всего около 1 000 судов в границах 4 баз-стоянок. И тем не менее на учете череповецкого подразделения Государственной инспекции маломерных судов, как нам сообщили в ведомстве, стоит 8 646 судов. Это:
— 6 755 моторных лодок,— 1 751 гребная лодка,— 86 катеров,— 32 парусно-моторных судна,— 17 гидроциклов,— 5 судов на воздушной подушке.
Читателю, обратившему внимание на разницу между фактическим количеством и количеством судов на учете, поясним, что в соответствии с новыми правилами регистрировать свое плавсредство гражданин России имеет право в любом подразделении ГИМС независимо от места проживания или прописки. Так что не исключено, что череповецкие суда ходят где-нибудь возле морских границ с Норвегией или Японией. Но необходимо учитывать, что если судно зарегистрировано в определенном отделении, то и внесение изменений и снятие с учета должны проводиться в нем же.
Куда плывем?Чтобы узнать, каков нынче спрос на маломерные суда, мы посетили один из магазинов Череповца, который в числе прочего продает и маломерные суда. В его ассортименте около 20 различных надувных лодок, которые приводятся в движение с помощью весел или подвесного мотора. Цены — от 15 тысяч рублей за маленькие лодки, на которые ставится мотор максимальной мощностью 2 «лошадки», до 100 тысяч рублей за четырехметровые семиместные. Представлены как импортные модели, так и отечественные. Лодки посерьезнее, с жестким корпусом: алюминиевые, пластиковые или из влагостойкой фанеры — обойдутся от 40 тысяч до 200 тысяч рублей. В таких лодках уже могут быть и оборудованные спальные места в каюте, и рулевое управление.
Почти за полмиллиона рублей представлена каютная моторная лодка, в которой будет комфортно пятерым членам экипажа, она оборудована тремя спальными местами. Но на такого гиганта и мотор нужен соответствующий — на веслах или двух «лошадках» не уедешь.
Моторы — отдельная категория расходов. Он может быть дороже самой лодки. А мощный и качественный «японец» может стоить около миллиона рублей. Самый простенький двухтактный агрегат мощностью 2 л. с. обойдется примерно в 30 тысяч рублей. Чем больше судно, тем, соответственно, мощнее нужен мотор.
— Как с продажами в нынешнем сезоне? — интересуюсь у продавца-консультанта.
— Лодки покупают не очень бойко: когда 2 — 5 штук в месяц, а повезет, и 10 реализуем. Кризис — люди деньги берегут. Да и цены на качественный импортный товар, конечно, взлетели вверх.
— На какие лодки спрос больше?
— Абсолютно непредсказуемо. Сегодня могут зайти за алюминиевой, завтра — за надувной.
В другом магазине продавец дал дельный совет:
СудостроительМы заглянули в гости к человеку редкой на сегодня для нашего города профессии — судостроителю. У Дмитрия Прозорова свой цех по производству лодок. Сам он видавший виды рулевой, за штурвалом 35 лет.
— Что производите? — спрашиваю хозяина предприятия.
— Лодки из стеклопластика, 9 наименований. От 2,7 до 8 метров. Маленькую двухместную лодку с максимальной мощностью мотора в 5 л. с. сделаю за 3 — 4 дня. Большой 8-метровый катер с максимальной мощностью мотора 200 л. с. будем делать около 4 месяцев.
— Как с заказами?
— Как видите, не лучшие времена, — показывает Дмитрий Михайлович полупустой цех.
— С чем это, по-вашему, связано?
— Катер — удовольствие дорогое, а деньги нынче никому легко не достаются.
— Как организован процесс производства?
— Пришло вдохновение — делаю чертеж. По нему изготавливается макет, который испытывается. Потом с него делается рабочая матрица. С этой матрицы, как правило, если работать аккуратно, получится 200 — 300 изделий. На них наносится покрытие, затем красим — и лодка готова.
— У вас судостроительное образование?
— Нет.
— А как же вы делаете чертежи, откуда знаете технологии, как проводите испытания?
— Я с 14 лет за штурвалом, — улыбается Дмитрий, — тогда же примерно и сделал свою первую лодку сам.
Главное — отдыхСидим на одной из лодочных станций на Ягорбе с бывалым череповецким морским волком. Фотографироваться и называть свое имя он наотрез отказался, пожелав фигурировать в материале как «судовладелец со стажем»:
— И почему сложилась такая ситуация? — спрашиваю я.
Пьем кофе, беседуем, смотрим на реку, по которой бегут волны-барашки. Наверное, на большой воде, на Рыбинском водохранилище, ветер серьезней и волны побольше. Вот и сидит морской волк, опасаясь сильного ветра, в свой выходной день на берегу в компании корреспондента вместо того, чтобы вый-ти в плавание. На дворе уже июль, а он спускался на воду только трижды. Виной всему непогода.
Гуляя по берегу, я встретил еще нескольких судовладельцев. Они поделились (не пожелав назвать своих имен) своими мыслями, почему таких, как они, в городе немного:
— Налогами душат, — жалуется пенсионер, — я сам скоро, черт возьми, на весла пересяду!
— Денег у людей стало меньше, а бензин дорогущий, да и за оформление любой бумажки денег просят, — констатирует мужчина с усами.
— А что жаловаться? Каждый сам себе хозяин, — мудрствует седой рыбак в старенькой лодке, — должно быть понимание, что ты можешь себе позволить со своими доходами, а что нет.
Получается какой-то замкнутый круг. Лодка — удовольствие дорогое. На ее приобретение и комплектование нужны немалые деньги, их нужно заработать. Кто хорошо зарабатывает, как правило, много работает. Выходных дней немного, и порой они огорчают судоводителей непогодой. Когда же лодкой пользоваться? На пенсии? Но размер госпособия не предусматривает лишних трат. Даже если экономить и вместо аренды гаража на лодочной станции хранить лодку в автомобильном (если он есть и размеры позволяют), то куда ставить автомобиль? Арендовать в межсезонье место для лодки на автостоянке или на складе не каждому по карману. Конечно, можно соорудить на дачном участке гараж для лодки, но опять же если есть участок и автомобиль с прицепом.
Дорогие игрушкиКакие налоги, взносы и пошлины должны платить владельцы маломерных судов? Эти вопросы мы адресовали в два ведомства — ГИМС и ИФНС.
Людмила Коршикова, начальник отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС № 12 по Вологодской области, объясняет:
Получается, что за мотор в 10 «лошадок» владелец судна платит в год 150 рублей, а хозяин огромного катера с двигателем в 250 л. с. — 25 000 рублей. Ни один из моих собеседников не похвастался, что его мотор тянет на более чем 100 л. с., следовательно, они платят в год не более 1 500 рублей в качестве транспортного налога.
Надежда Багулина, руководитель инспекторского отделения города Череповца ФКУ центр ГИМС МЧС России по Вологодской области, рассказала о стоимости госуслуг, оказываемых инспекцией:
По ее словам, с начала этого года было зарегистрировано 134 маломерных судна и 190 снято с учета. Таким образом, количество череповецких судоводителей продолжает падать. Возможно, некоторые уходят «на весла» или предпочитают двигатели с мощностью, не подлежащей регистрации.
Надежда Ивановна также рассказала нам, что в городе работает 3 школы по подготовке водителей маломерных судов. Срок обучения 2 — 3 месяца, стоимость в зависимости от классификации судна — 5 000 — 9 000 рублей (заметим, что это намного дешевле по сравнению со стоимостью обучения на водителя легкового автомобиля). Подготовка судоводителей осуществляется по следующим категориям: моторное судно, гидроцикл, парусное судно (с указанием площади паруса) и судно особой конфигурации (например, судно на воздушной подушке — прим. авт.). Экзамен (аттестацию), то есть проверку теоретических знаний и практических навыков управления судном, у кандидата в судоводители принимает государственная комиссия.
Как видим, никаких сверхрасходов на налоговые выплаты и госуслуги судоводители не несут, но их количество продолжает неуклонно сокращаться. Как подметил один из моих собеседников, улыбаясь и заводя мотор:
Александр Паутов