35media.ru

«Канал 12» отметил четвертьвековой юбилей

Три раза в день на череповецком «Канале 12» выходят новости о самых важных событиях жизни родного города. Как работают журналисты, телеведущие, операторы, режиссеры, что за устройство называют «суфлером» и как выглядит телестудия изнутри?

Впервые «Канал 12» вышел в эфир 29 декабря 1991 года. Своим созданием канал обязан первым сотрудникам — это редактор Вологодского областного телевидения Евгений Марков и сотрудник радиотелевизионного передающего центра Николай Воропаев.

Двадцать пять лет телеканал живет вместе с городом. Информирует, развлекает, просвещает, рассказывает людям о людях. Сегодня выпуски новостей «Канала 12» можно увидеть не только по телевизору, но и в Интернете — на канале YouTube, прочитать на сайте 35media.ru.

Что предложит канал своим зрителям в следующем году? Об этом рассказала главный редактор Ирина Толовикова:

— Мы уже лет пять мечтаем сделать проект «Уникальная Россия». В Вологодской области есть удивительные природные памятники: исчезающие озера, водопады, гейзер. Но это очень труднодоступные места, и поэтому проект дорогостоящий, требует снаряжения экспедиции. Искали спонсоров, но безуспешно. И вот руководитель холдинга «Медиа-Центр» Сергей Анатольевич Кондеев сделал нам на день рождения бесценный подарок. В следующем году будут профинансированы три экспедиции и, соответственно, три документальных фильма. Думаю, что эти программы пополнят золотую коллекцию «Канала 12». Мы уже начали планировать поездки в район Онежского озера и на гору Андому. Если читатели газеты «Речь» знают еще о каких-то интересных местах и явлениях, сообщите. Мы также будем рады, если найдутся проводники.

Корреспондентов «Речи» пустили в святая святых любого телеканала — студию — и рассказали, как проходит прямой эфир выпуска новостей. Во время эфира с ведущим общаются выпускающий редактор и режиссер трансляции — при помощи небольшого наушника, который не виден зрителям. Режиссер подсказывает, сколько секунд осталось до эфира, в какую камеру смотреть ведущему. И своими глазами мы увидели «суфлер» — дисплей с бегущими строчками, которые читает ведущий. «Суфлер» находится прямо перед объективом, поэтому создается впечатление, что ведущий смотрит в камеру и произносит текст наизусть. «Подводки» для сюжетов, которые «забиваются» в «суфлер», пишут авторы материалов, выпускающий редактор их правит, свои коррективы вносит и ведущий, чтобы удобнее было читать.

Мы попросили журналистов и телеведущих поделиться с нашими читателями курьезными историями, которые происходили с ними в прямом эфире. Что чувствуют люди, когда на них направлены видеокамеры, а голос режиссера в наушнике говорит: «Осталось десять секунд до эфира»?

Евгений Мокиевский шеф-редактор, ведущий новостей

Евгений Мокиевский начал работу как радиожурналист, с 1991 года он вел молодежную программу в Соколе. Потом ему предложили работать на областном радио, а шесть лет назад он переехал в Череповец и стал шеф-редактором телестанции «Канал 12».

— Прямой эфир — это всегда неожиданность, — говорит он. — У нас есть так называемое «ухо», или «подслушка», режиссер говорит, сколько времени осталось, есть сюжет или нет. Иногда бывает так, что сюжет только-только смонтирован и тебя просят тянуть время. Наверное, видели, когда ведущий сначала бодренько говорит, а вдруг начинает замедляться?

Опытному телевизионщику Евгению Мокиевскому мы задали вопрос, какими качествами должен обладать тележурналист.

— Он должен быть любознательным человеком, уметь мыслить картинкой. В газете твой текст можно перечитать, на радио журналист работает без оператора, поэтому должен представить картинку слушателю. А на телевидении не так. Не нужно произносить, к примеру, «люди несут ледяные глыбы…»: это может показать оператор, который дополняет текст журналиста.

Евгений Мокиевский показал нам вещь, которая необходима каждому телевизионщику, — толстый блокнот с номерами телефонов. «Нужно разговаривать с людьми как можно больше, знать, что происходит в городе, и на редакционную планерку приносить живые и горячие новости. Это возможно лишь тогда, когда наработаешь свой круг информаторов», — говорит Евгений.

Екатерина Машковская, выпускающий редактор

О работе журналиста Екатерина начала мечтать в раннем возрасте: «Мне было года четыре. Тогда еще был Советский Союз, и в газетах печатали некрологи на смерть вождей, они тогда умирали один за другим. Ставила большую табуретку, рядом с ней маленькую табуретку и, подражая голосам дикторов с центральных каналов, читала вслух эти некрологи».

В 14 лет Екатерина, которая с родителями жила на Дальнем Востоке, стала писать статьи для газеты «Советский Сахалин». Они выходили в приложении для детей «Остров сокровищ». А после окончания филфака Екатерина пришла работать на радио.

— Но я быстро поняла, что радио — это не совсем мое, мне хочется ездить на съемки, разговаривать с людьми, больше движения. И я пришла на «Канал 12», где меня на второй день взяли в штат.

Первым опытом для Екатерины Машковской стал сюжет о пребывании иностранной делегации в Череповце. Она говорит, что оператор не успел снять выступавших на совещании в мэрии, а на съемки по протоколу было отведено всего несколько минут. И тогда журналист, понимая, что с таким сюжетом вернуться в редакцию нельзя, попросила руководителя делегации взять съемочную группу в ознакомительную поездку по городу.

— Стесняться было нечего — иначе мы бы остались без сюжета, — вспоминает Екатерина Машковская. — И мы снимали впечатления участников делегации, поговорили с водителем, который возил иностранцев по городу. Я привезла сюжет на «Канал 12», и мне сразу сказали: «Хорошая работа, оставайся у нас».

Виктория Пименова, выпускающий редактор, ведущая новостей

Виктория Пименова вспоминает, что в детстве хотела быть не журналистом, а актрисой и занималась в театральном кружке при Одесской киностудии. А на «Канал 12» попала почти случайно — в 2006 году увидела объявление о приеме на работу и решила попробовать себя. «Иди, ты красивая, тебя сразу возьмут», — сказал ей муж. И оказался прав.

Викторию мы попросили рассказать, какие казусы происходят в прямом эфире. Она ответила, что самым запомнившимся происшествием было, когда однажды во время эфира боковым зрением увидела, как у стены двигается что-то белое, маленькое и с длинным хвостом.

— Я очень боюсь мышей и испугалась. Думала о том, как дочитать новости и не смотреть в ту сторону, где была мышь, — говорит Виктория.

Но история закончилась счастливо — на полу была вовсе не мышь, а провод от микрофона-петлички.
Вспоминает Виктория и о том, как в студию залетела пчела и летала по помещению. Ведущей оставалось только надеяться, что пчела не сядет на нее, когда она будет в эфире. Пчела не решилась своим присутствием портить выпуск новостей и вылетела в окно.

— Я помню, как несколько секунд сидела в эфире и молчала, — говорит Виктория. — Просто мне очень захотелось чихнуть, и я ждала, когда это пройдет. А после мне редактор сказала: «Ну и чихнула бы! Представляешь, как бы у нас рейтинги поднялись!»

Вера Кучеренко, журналист, ведущая новостей

Веру Кучеренко — девушку с длинными темными волосами и большими выразительными глазами — любят и зрители, и коллеги. Шеф-редактор «Канала 12» Евгений Мокиевский рассказывает: «Бывает так, что молодые журналисты приходят работать и ждут, что их чему-то научат, или считают, что они и так все умеют. А у Веры с самого начала было огромное желание учиться, ее интересовало все, она была готова браться даже за самые сложные съемки».

Вера, как и ее коллеги, тоже ведет выпуски новостей. И самым курьезным эпизодом считает тот, когда она несколько минут после окончания выпуска не могла уйти из студии.

— Я пять минут сидела в эфире. Попрощалась со зрителями и боковым зрением вижу, что ничего не происходит: реклама не начинается, картинку не уводят, — вспоминает Вера Кучеренко. — И мне в ухо режиссер говорит: «Сиди». А я не могу спросить, что случилось. Папки перекладываю, листочки, посмотрела в камеру, улыбнулась… Мне в наушник говорят: «Все зависло, вся техника зависла, осталась только ты в кадре». Конечно, я могла бы отстегнуть микрофон, собрать бумаги и уйти, оставить пустую студию, но этого делать было нельзя. Дело было летом, я была в длинной цыганской юбке, в синих сланцах.

Веру мы спросили: «Часто ли бывает так, что ведущий надевает на время эфира только верх строгого костюма, а низ может быть любым — джинсы, легкая юбка, которых не видно». «Не часто, а всегда», — смеется Вера.

Анатолий Холин, оператор

Анатолий — самый опытный оператор среди сотрудников «Канала 12», начал работать в 1996 году на белозерском телевидении.

По его словам, он настолько привык видеть мир через объектив, что иногда бывает сложно перестроиться: когда впервые оказался на хоккейном матче в качестве зрителя, долго не мог сориентироваться, как смотреть хоккей просто так, не выбирая ракурс для съемки.

Свою профессию Анатолий Холин считает самой интересной на свете.

— Никакая другая работа не позволяет человеку узнать так много, проникнуть в разные сферы деятельности. Я был на подводной лодке, на самолетах, причем самолет совершал полет специально для того, чтобы я мог снять какие-то кадры, даже летал вниз головой с камерой в руках! Я был в Кремле, во Дворце съездов, снимал первое выступление Путина перед народом, был оператором цикла программ «Пятьдесят профессий «Северстали». Простому человеку в жизни всего этого не увидеть.

Анатолий Холин объяснил, как нужно оценивать операторское мастерство: если вы смотрите выпуск новостей и выключили звук, а вы все равно понимаете, о чем речь в сюжете, значит, оператор поработал очень хорошо.

Алена Сеничева