Как поддержать талант в ребенке

В декабре моя дочь Александра победила во Всероссийском литературном конкурсе малой прозы «ЭтноПеро». Не могу сказать, когда впервые проявилось у дочери увлечение литературой и сочинительством: сочинять она начала рано. Мы (вернее, моя жена — я ленился) много читали ей вслух, а дочь пыталась додумать то или иное произведение. Кроме того, мы с Сашкой сочиняли сказки. В результате я сам начал писать прозу, хотя и не планировал этого делать. Когда дочь училась в старших классах, ее стихи уже печатались в молодежных журналах, сборниках.

О том, что нужно учить уроки, я зудел постоянно: у нее были проблемы с точными науками. Разумеется, мы с женой очень беспокоились. Но дочке повезло с учителями. Скажем, ее учительница литературы Елена Валерьевна Давыдова занималась с Сашкой математикой, чтобы та сдала ЕГЭ.

Литература не единственное ее увлечение, Сашка ходила и на спортивную гимнастику, и на карате, пела. Но свой режим дня она планировала сама. Вставала рано, успевала почитать с утра книгу. Лично я до сих пор считаю, что литература — это вторично. Нужно работать по какой-то специальности, а стихи и рассказы писать в свободное от работы время. Поэтому я противился поступлению дочери в Литературный институт, считал, что ей следует поступить на немецкую филологию или всерьез заниматься литературоведением. Тем более что изначально Саша увлекалась написанием научных работ по литературоведению, истории литературы, поэзии. Александра действительно вначале поступила в ЧГУ на немецкую филологию, проучилась семестр, а потом объявила, что решила ехать в Москву и поступать в Литинститут. Удерживать ее мы не пытались.

Вообще, я уверен, что главное — не мешать ребенку, пусть это и сложно. Я сам учитель и знаю, что есть противоречие между тем, чего требует школа, и тем, чего хочет ребенок. Но бывает, что интерес к предмету может проснуться в 11-м классе. Давать советы другим родителям, как воспитать талант, не хочется. Каждая семья индивидуальна. Но дети должны думать — слушать ли советы родителей, идти ли своим путем. А вообще, слушать родителей удобно: в случае чего есть на кого «спихнуть» свои неудачи. Мы всегда все валим на родителей или на школу — не научили, недосмотрели и прочее. Но выбор пути — это взаимный процесс.

Евгений Шалашов, преподаватель, писатель