35media.ru

Автоколонна сэкономит на «гармошках» и зубах

В следующем году череповчане могут не увидеть длинных автобусов на привычных маршрутах, тариф на перевозки может вновь повыситься, а интервалы в движении муниципальных автобусов — сократиться. Сергей Орлов поведал о планах автоколонны на 2017 год.

— Сергей Валентинович, на одной из последних пресс-конференций глава города отметил, что перед муниципальной автоколонной стоит глобальная задача повысить экономическую эффективность предприятия. Какими конкретно методами вы будете решать эту задачу и как это отразится на пассажирах?
— Если начать по порядку, то с приходом нового руководителя (Сергей Орлов работает директором МУП «Автоколонна № 1456» месяц с небольшим — авт.) видится то, что не виделось до этого. В структуре затрат есть необязательные затраты, которые нужно оптимизировать. Казалось бы, мелочи, но эти мелочи могут вылиться во внушительную сумму — все начинается с малого. И первая моя задача — изучить все затратные статьи без исключения и увидеть, так сказать, незамыленным взглядом, что и как можно оптимизировать. Вторая задача — работать над увеличением выручки.

— Из того, что вы уже увидели и проанализировали, — какие расходы можно сократить?
— Приведу пример. На предприятии есть стоматологический кабинет, в котором лечат зубы сотрудникам автоколонны по льготной цене. На сегодняшний день стоимость льготного лечения одного зуба — 300 рублей. Но от работы стоматологического кабинета по году формируется весомая финансовая нагрузка. Я составил разговор с представителями профсоюза предприятия о том, что однозначно выступаю за сохранение этого стоматологического кабинета и за льготные цены для работников предприятия, но эти цены должны быть как минимум равны себестоимости лечения. Так, с 1 января сотрудники предприятия смогут вылечить зуб за 600 руб., а лечение с анестезией обойдется в 730 руб., что намного меньше, чем в клиниках города. Это позволит кабинету работать без убытков. Второй пример. Определенное число ДТП с участием автобусов автоколонны происходит не по вине их водителей. При этом автобус, попав в ДТП, сходит с линии, а предприятие несет финансовые потери в размере недополученной выручки. Сейчас мы с юристами прорабатываем возможность предъявления виновнику такого ДТП претензии на компенсацию упущенной выгоды. Либо он в добровольном порядке будет возмещать нам потери, связанные с простоем автобуса (они будут рассчитаны по времени простоя и объему средней выручки по каждому маршруту в час), либо мы будем взыскивать ущерб в судебном порядке. Несколько таких претензий у нас уже подготовлено. А надо сказать, что случаются такие происшествия каждую неделю.
Это все примеры того, что резервы для экономии находятся рядом — нужно только вниматель-но смотреть. Или еще одна, на первый взгляд, мелочь — количество продаваемых проездных билетов. Заказ бланков проездных у нас всегда получался больше, чем число реализованных билетов. Допустим, заказывали на месяц 11 тысяч проездных билетов, продано было только 7 тысяч. А каждый бланк стоит два рубля. Выходит, что в месяц мы теряем около 8 000 рублей, а в год уже около 100 тысяч рублей.

— Разумная экономия. Но что, если желающих купить проездные окажется больше, чем заказанных бланков?
— Нужно держать руку на пульсе, правильно построить сеть по реализации проездных. Ведь каждый купленный проездной — это гарантированный пассажир, который уже сегодня нам заплатил за месяц вперед. Однако с проездными пассажиры периодически пытаются нас обмануть. Молодые люди распечатывают проездные на цветном принтере, прилагают справку или студенческий билет и пытаются проехать бесплатно. Я поставил задачу по таким фактам обращаться в органы внутренних дел. Если мы предадим это огласке, то, может быть, некоторые молодые люди в следующий раз откажутся от таких действий.

— Но подделку нужно еще как-то изъять…
— А мы изымаем. Контролеры в процессе проверки выявляют факт бесплатного проезда по поддельному проездному. Составляется акт, документы (а в них есть даже и фотографии) изымаются.
Кстати, хочу обратить внимание горожан, что с 15 января 2017 года изменятся адреса пунктов продаж школьных и студенческих проездных билетов. Пункты продаж автоколонны остаются прежними, адреса пунктов продаж стороннего реализатора будут в ближайшее время размещены на сайте автоколонны.

— Что-то мы все о мелочах… Как будете экономить на крупных статьях расходов?
— Основные наши затраты и выручка приходятся, конечно, на пассажирские перевозки. Порядка 140 автобусов (80 % нашего автопарка) задействовано в городе, около 40 автобусов — на пригородных, междугородних и межобластных перевозках.
Автопарк достаточно старый, и очень большие затраты мы несем, чтобы содержать его в работоспособном состоянии. Соответственно, и количество сходов такой техники с маршрута значительно. Каждый день есть моменты, когда происходит срыв графика из-за технической неисправности автобуса. Горожане замечают это в увеличении интервала движения автобусов.
В приоритете — оперативность и качество исполнения работ ремонтными подразделениями. Мы должны достичь максимального показателя технической готовности автобусов, чтобы исключить потери выручки от сходов с линии. Еще один важный аспект в оценке эффективности работы подвижного состава — его эксплуатационная скорость. Это средняя скорость автобуса за время нахождения его на линии. От этого показателя напрямую зависит количество сделанных одним автобусом рейсов и объем полученной выручки. Проще говоря, чтобы сократить основные расходы, мы должны добиваться высокой технической готовности автобусов и движения без необоснованных простоев, без пробок.

— И как добиться, чтобы автобус не стоял в пробках?
— Нужно постоянно работать над транспортной логистикой. Один из примеров. Большое количество машин после окончания рабочего дня заезжает на Октябрьский мост с ул. Парковой, и движутся они медленно, остерегаясь потока, который идет на мост с ул. Сталеваров. Чтобы не ехать по ул. Парковой, автовладельцы едут по пр. Строителей, дополнительно загружая ул. Сталеваров. Для того чтобы больше людей с завода возвращалось домой через ул. Парковую, нужно крайнюю правую полосу при заезде на мост с ул. Сталеваров отдать исключительно автобусам: тогда транспорт с ул. Парковой пойдет быстрее, ему не будет мешать сплошной поток автомобилей с ул. Сталеваров. И автобусы будут быстрее доезжать до следующей остановки. Я не говорю, что обязательно будет так сделано, — я говорю, что есть моменты, которые нужно обсуждать на комиссии по транспортной логистике города, нужно проводить эксперименты. Есть несколько участков дорожной сети, требующих особого внимания. Городские парковки, позволяющие освободить загруженные улицы в центре города, — тоже одно из решений, которое позволило бы повысить эксплуатационную скорость и сыграло бы положительную роль для всего города. Вместе с тем и по пути наименьшего сопротивления мы идти не будем: можно же такие маршруты построить, что скорость движения по ним будет высокой, а пассажиров на них не окажется. Мы не планируем менять маршруты.
Есть еще одна проблема, которая волнует всех автобусников, — это теневой рынок такси. Некоторые таксопарки возят по району за 40 рублей и в большинстве своем зарегистрированы они не на территории Череповца и не платят налоги. Такие низкие цены, конечно, привлекательны для пассажира, но автобусные перевозчики при этом теряют часть выручки. Чем меньше контроль за рынком такси, тем больше у его игроков возможности демпинговать, выпускать на линию неисправную технику, невыспавшихся водителей и т. д.

— Идут разговоры об оптимизации автобусных маршрутов. Что это означает?
— Пассажиропоток сокращается, и есть направления, на которых сочлененные автобусы («гармошки») себя не оправдывают. В частности, обсуждается вопрос, чтобы сочлененный автобус в часы пик появился на 27-м маршруте (он находится в ведении автоколонны, но перевозки по нему осуществляют частные перевозчики). На мой взгляд, такой необходимости нет. Достаточно изменить интервалы для обслуживания данного маршрута в часы пик. Не нужен сочлененный автобус на маршрутах № 1, 5, 7 в межпиковый период. Сочлененные автобусы по-прежнему остаются актуальными на маршрутах № 2, 13, 18.
Для того чтобы определить, какой автобус выпустить на линию, длинный или короткий, нужно учитывать интенсивность пассажиропотока. Мы понимаем, что контроль кондуктора за пассажирами в полностью забитом автобусе ослабевает, и от этого предприятие теряет часть выручки.

— Ожидаются ли сокращения работников на предприятии?
— В ближайшее время — нет, потому что на предприятии есть недобор кадров. Не хватает 15 водителей и 20 кондукторов.

— Планируете ли закупать новые автобусы?
— Сейчас мы формируем программу обновления парка… Но, судя по тем программам, которые на федеральном уровне получают субсидирование, обновление возможно только техникой на газомоторном топливе. В Череповце пока только одна такая заправка, но интерес соответствующих организаций по строительству таких заправок в нашем городе есть.
Последнее крупное приобретение автобусов было в 2013 году — это 10 единиц марки МАЗ. На данный момент все наши автобусы технически исправны, мы можем и не покупать новые. Но чем дальше мы отодвигаем такие приобретения, тем больше денег мы тратим на содержание стареющей техники.

— Но если будете покупать, то подержанные автобусы?
— Наоборот, только новые!

— Какая задача поставлена мэрией перед муниципальной автоколонной на 2017 год? Насколько вы должны снизить убытки?
— Задача состоит в том, что мы должны полностью избавиться от убытков, предприятие должно быть рентабельным.

— Будете ли в следующем году просить повышения тарифов на автобусные перевозки?
— Палку здесь перегибать не надо: повышая тариф, мы даем людям очередной повод задуматься: «Не пора ли ездить на такси?» С 1 ноября 2016 года произошло повышение на один рубль, и в ближайшей перспективе новых повышений не планируем. По крайней мере, в первом полугодии 2017 года.

Юлия Бочкарева