Горожане ищут свою нишу в малом бизнесе

Производство плитки, продажа панелей, тренинги в клубе, ателье самообслуживания, постельное белье под заказ… Эти и другие идеи легли в основу бизнес-планов, которые горожане защитили в 2016 году. Авторы идей ушли из безработных в малый бизнес.

Шесть проектов — шесть идей

Механизм действия программы «Самозанятость» прост. Горожане из числа безработных (состоящих в этом качестве на учете отделения занятости населения по городу Череповцу и Череповецкому району) изъявляют желание открыть свое дело. Им помогут. Во-первых, с поиском своей ниши на рынке. Покупательная способность череповчан сегодня оставляет желать лучшего, поэтому, чтобы не прогореть, нужно знать, какие твои товары, услуги будут пользоваться спросом.

Во-вторых, смельчаки пройдут бесплатный курс обучения в Агентстве городского развития (АГР, учеба длится шесть недель).

В-третьих, они смогут рассчитывать на «подъемные» — годовое пособие по безработице. На сегодня это 58 800 рублей (средства областного бюджета). Деньги небольшие, но и их потратить можно только целевым образом: на материально-техническую базу, сырье. К примеру, купить компьютер, швейную машинку. Купить и отчитаться о расходах.

Но сначала после учебы в АГР каждому из числа безработных нужно защитить перед комиссией свой бизнес-проект.

— За год прошли три комиссии, защищены шесть проектов, — рассказывает «Речи» Ирина Смирнова, начальник отдела трудоустройства безработных граждан и реализации активных программ отделения занятости населения по городу Череповцу и Череповецкому району. — Проекты интересные. К примеру, производство уникальной светящейся тротуарной плитки, продажа и производство оригинальных пикс-панелей (декоративный облицовочный материал), тренинговый центр «Женский клуб» (мы нуждаемся в общении, в правильной оценке себя и т. д.), ателье самообслуживания (пришел и сам себе подшил брюки), пошив постельного белья по индивидуальному заказу, изготовление проектных чертежей (строительство). Главное, чтобы это была своя ниша.

Мы пообщались с несколькими участниками программы «Самозанятость».

Главная сложность — кадры

Оксана Сенина решила попробовать свои силы в производстве. Прежде чем решиться открыть свое дело, перелопатила множество интернет-ресурсов. Остановилась на изготовлении светящейся тротуарной плитки. Ее можно использовать в сфере благоустройства: дворов, улиц, загородных домов и т. д. Поставка сырья, аренда производственных помещений, налоговая отчетность, коммунальные платежи — все эти заботы сваливаются в первые годы на каждого предпринимателя. Все это нужно разрулить, организовать, поставить на поток. Какая задача оказалась одной из самых сложных?

— Кадровая, — говорит «Речи» Оксана Сенина. — Хороший работник — непьющий работник. Представьте себе, вы получаете заказ. Объем, сроки — все под контролем, и вдруг ваш работник ушел в запой. Вся ответственность за последствия лежит на предпринимателе. Эти риски просчитать трудно.

Без подушки безопасности

Мария Барышева остановила свой выбор на идее реализации пикс-панелей (выступает в роли дилера). Это отделочный материал, который применяется при строительстве. Например, такими декоративными панелями под натуральный камень можно украсить камин в частном доме. В этой нише, как показала практика, удержаться было непросто.

— Самая большая проб-лема сегодня — низкий покупательский спрос. Проще говоря, у людей нет денег. Люди еще не оправились от кризиса 2008 года, многие череповчане живут от зарплаты до зарплаты, — рассказывает «Речи» Мария Барышева. — К слову, в Вологде спрос не выше, там такая же картина, если не хуже — там нет промышленных предприятий и рабочих со стабильной зарплатой. Поэтому я пришла к выводу, что нужно расширять направления, торговать не только панелями, а, допустим, посудой и т. д. На мой взгляд, государство должно создавать условия для развития малого бизнеса. Ему нужна помощь, поскольку у него нет такой подушки безопасности на случай кризиса (не продал сегодня — продам завтра), как у крупного бизнеса. На деле же спрос с малого бизнеса — налоговые платежи, плата за аренду, «коммуналку» и прочее — такой же, как и с крупного. Плати, и сразу.

Запрос на счастье

Спрос на услуги «Женского клуба» для самой Натальи Кузиной стал неожиданностью. Она уже предпринимала попытки заняться своим делом в период с 2006 по 2009 год. Но, как она сама говорит, наломала дров, наделала кучу ошибок и из бизнеса ушла. Может быть, ниша была не та?

— Думаю, да. Мне очень помогли определиться с нишей и вообще с правильным ведением бизнеса городская служба занятости и Агентство городского развития, где я отучилась на бесплатных курсах, — объясняет «Речи» Наталья Кузина. — Мне кажется, в Череповце уникальный опыт, практика поддержки начинающих предпринимателей. Что же касается клуба, то спрос на его услуги есть. К нам приходят девушки, молодые люди, семьи. У всех разные задачи и потребности. Но главная из них — жить в гармонии с самим собой, с окружающим миром. Жизнь-то проходит, а человек порой не может понять, что ему нужно и зачем. Мы проводим мастер-классы, тренинги, семинары, индивидуальные консультации. К примеру, человек живет как зашоренный: работа — дом, света белого не видит. А ему еще только 23 года. Бывает так: молодая женщина жизнь положила на карьеру, финансовый успех, а счастья в личной жизни нет. Почему? Современные девушки все чаще отступают от принципа взваливать на свои плечи все: «Я сама». Я и карьеру сделаю, и дом на себя взвалю, и мужа, и воспитание детей. Убьюсь, буду работать по 25 часов в сутки. Они задаются вопросом: ради чего? Иногда девушка не понимает молодого человека, и наоборот. Живут вместе, а разговаривают как люди с разных планет. В итоге разбегаются в разные стороны. Одной (одному) легче. Правильно ли это?

Как объяснила Наталья Кузина, свою нишу она нашла, в том числе и как психолог — по первому своему образованию.

Ателье откорректировали

Кажется, простая вещь — самому подшить брюки, ушить юбку. Зачем ходить в ателье, тратить деньги? Ан нет. Современные череповчане предпочитают, чтобы это сделали профессионально. Работа ателье самообслуживания у Елены Денисенко не пошла.

— У тех, кто умеет шить, дома есть машинка; те, кто не очень ловок, предпочитают довериться мастеру, — объясняет «Речи» Елена Денисенко. — Спрос на эту услугу оказался невысоким, поэтому ателье по самообслуживанию я переделала просто в ателье. А вот ремонт одежды пользуется спросом. Сейчас мастера в цехе загружены полностью. Из легкой одежды люди перебираются в теплую и обнаруживают, что у шубы крючок оторвался, у куртки нужно заменить молнию. Кому-то требуется подшить брюки, другому заштопать любимые джинсы. Но спрос сезонный. Спад будет в конце января, в феврале.

По словам Елены Денисенко, она не просто так пошла в бизнес. Идею долго вынашивала, процентов на восемьдесят была уверена, что у нее получится. Подспорьем стали 58 800 рублей программы «Самозанятость» и знания, полученные в АГР. Что же касается поддержки малого бизнеса в Череповце, то, по мнению Елены Денисенко, отдельного рассмотрения требуют вопросы аренды помещений (она в городе дорогая) и доступных кредитов в банке (сама она кредитными средствами не пользуется, но…).
В целом все шесть бизнес-проектов череповецкие предприниматели из числа безработных реализовали, открыв свое дело. Все они живут и развиваются. Общее пожелание, которое выразили все наши начинающие предприниматели, — побольше денег горожанам, чтобы выше была покупательная способность.

Как трудоустраиваются выпускники череповецких вузов

Менеджер идет в продавцы, учитель физики ремонтирует машины, инженер работает в страховой компании. Не все выпускники череповецких вузов находят работу по специальности. Некоторые и вовсе становятся безработными. Кто устраивается наверняка?

Сырой материал

Сегодня на учете отделения занятости населения Череповца и Череповецкого района в качестве безработных зарегистрированы 20 выпускников вузов. Для сравнения, выпуск одного только ЧГУ в 2016 году — 637 человек. По данным Минобрнауки (graduate.edu.ru), более 80 % выпускников череповецких вузов устраиваются на работу в течение года после окончания учебы. В чем типичные ошибки молодых людей, не попадающих в этот процент? Они могут быть заложены еще при выборе вуза и профессии. Человек учится ради того, чтобы учиться, потому что таковы ожидания родителей — мол, высшее образование гарантирует успех в жизни. Но не все так гладко.

— Выпускники к нам обращаются редко. Да и со стороны работодателей спрос на них невысок, — говорит Евгения Андреевна, специалист частного кадрового агентства. — Вчерашний студент — сырой материал, если он не закрепил свои знания на практике и ни дня не работал во время учебы по специальности. Знаю ситуацию, когда девушка, 23 года, приехала из деревни, отучилась в вузе на менеджера — работает в магазине продавцом. Для такой специальности достаточно окончить курсы. Другой пример. Девушка учится на педагога, платно; что сколько стоит, понятия не имеет: родители за все платят — и за учебу, и за отдых летом на Кипре. Первый опыт работы вожатой в детском загородном лагере поверг ее в шок. Нагрузка большая, зарплата мизерная. Сейчас она на четвертом курсе и явно не собирается идти учителем в школу. Нестыковка в том, кого выпускают вузы и кого из них потом принимают предприятия по специальности, есть.

Со студенческой скамьи

Мы обратились в ЧГУ как в самое крупное учебное заведение города, чтобы выяснить, можно ли помочь студентам в дальнейшем трудоустройстве.

— В целом мы не считаем ситуацию на рынке труда Череповца пессимистичной, вуз помогает студентам в профессиональном самоопределении и поиске работы, — рассказывает «Речи» Михаил Колесов, специалист центра содействия трудоустройству ЧГУ. — Учеба для студента приоритетна. Однако начинать поиск подходящей работы с третьего, четвертого курса — это уже поздно. Поэтому для всех студентов 1 — 2-х курсов в учебный процесс внедрена дисциплина «Программа личностного и профессионального развития», которая позволяет сформировать необходимые студенту общекультурные компетенции. Также с прошлого года мы внедрили диагностику профессиональной мотивации студентов 1 — 3-х курсов, по результатам которой проводятся встречи на кафедрах и корректируются планы работ.

Как объяснил «Речи» Михаил Колесов, центр реализует множество проектов, направленных на то, чтобы по окончании вуза выпускник мог найти работу по специальности. Организуются встречи студентов с ключевыми работодателями города. В их числе «Северсталь», «ФосАгро». Проводятся мастер-классы, ярмарки вакансий с городской службой занятости. Выпускников учат готовить портфолио, составлять резюме, учат правилам собеседования с работодателем.

— В целом трудности есть, но с каждым годом ситуация с трудоустройством студентов улучшается, — считает Михаил Колесов.

Спрос на выпускников

Как показывает практика, спрос на выпускников на череповецком рынке труда невысок. Те из них, кто не побеспокоился о своем трудоустройстве еще во время учебы, обычно обращаются за помощью в городскую службу занятости. В 2016 году в особом спросе были педагоги (учителя математики, физики, географии, начальных классов и т. д.). Пользовались спросом технические специальности в области металлургии, химии, строительства. Запрашивают работодатели специалистов IT-сферы. Слабым можно назвать спрос на экономистов. По итогам 2015 года в городскую службу занятости обратились 19 экономистов и специалистов направления «Экономика»; за девять месяцев 2016-го — 12. В общей сложности в городскую службу занятости в 2015 году обратились 118 выпускников, за девять месяцев 2016-го — 49. Всем обратившимся городская служба занятости оказы-
вает помощь в трудоустрой-стве. Но во многом успех зависит от самого претендента, его знаний, способностей, обучаемости и желания работать.

Татьяна Ковачева