35media.ru

Детей учили видеть ушами и руками

В центральной библиотеке прошла серия мероприятий для старшеклассников — тренинги толерантности, организованные Ульяной Михайловой. Читателям «Речи» Ульяна объяснила, для чего нужны тренинги, которые проводят люди с ограниченными возможностями.

— Я придумала этот проект, цель которого — интеграция инвалидов в общество. Все знают, что в СССР «инвалидов не было», проблемы людей с ограниченными возможностями не обсуждались, а потому сейчас многие не знают, как реагировать на слепого или колясочника.

Встречи в библиотеке нужны для того, чтобы их гости начали понимать, что инвалиды по физическим показателям ничем не отличаются от других людей, разве что они используют колеса вместо ног и видят руками или ушами, а не глазами. И наши особенности значат не больше, чем лысина или кривой нос у другого человека.

На встречи мы приглашали старшеклассников, учеников восьмых, десятых и одиннадцатых классов. За две недели провели десять встреч. Приятным для меня итогом стало то, что моей знакомой девушке-инвалиду помогли перейти дорогу на улице, и я поняла, что это именно те подростки, с которыми я разговаривала.

Для подростков мы готовили маршрут из пяти станций. На первой станции рассказывали об азбуке Брайля, давали пощупать листы, на которых написан текст по Брайлю. На второй станции говорили, что алфавит Брайля уходит в прошлое, сейчас незрячие его изучают в школе, но все больше используют современные гаджеты. Показывали, как работают программы для слепых на компьютере и на мобильном телефоне.

За третью станцию отвечала девушка, которая вяжет, делает мыло и украшения и продает их. При этом она слепая. За пять минут Ольга учила всех детей вязать и рассказывала, что это вовсе не сложно.

А на четвертой станции мы объясняли, как передвигаются инвалиды по зрению, для чего нужны белая трость и собака-поводырь. Я показывала, как мне помогает моя собака Снежок. Подросткам завязывали глаза, и с помощью трости они гуляли вместе со мной по библиотеке. Конечно, за ними следили, чтобы они никуда не врезались. Ребята говорили затем, что, когда они видят, как иду я, им кажется, что все очень просто, а когда оказываются на моем месте, понимают, что это не так легко, как представляется. Школьники снимают повязку и говорят: «Как здорово видеть!» Я очень радуюсь, когда они произносят эти слова.

И на пятой станции мы предлагаем пообщаться с девушкой-колясочницей, у которой ДЦП, она не очень хорошо говорит. Но даже через пять-семь минут общения ребята понимают, что разговаривать с инвалидом не страшно, пусть она говорит медленнее и не так четко, как они, но если слушать, то все поймешь.

Затем я показываю школьникам ролик, который сняла моя сестра, как я передвигаюсь по улицам со Снежком, иногда к нам приходит Наталья Викулова из клуба «Ступени» и более подробно говорит о колясочниках.

Мы объясняем, что, встретив инвалида на улице, не надо бояться предложить ему помощь. Скажу, что в Череповце много отзывчивых людей. Мне всегда помогают перейти дорогу, уступают место в автобусе.

Алена Сеничева