На курс «Истоки» пожаловались в прокуратуру

Родители учеников одной из московских школ обратились в прокуратуру с жалобой на «навязывание религиозной идеологии департаментом образования». Именно так они охарактеризовали предмет «Истоки», распространившийся с Вологодчины на всю Россию.

Идея образовательного курса «Истоки» родилась в Вологодской области более 20 лет назад. За это время проект разросся, и на сегодняшний день его в своих образовательных программах используют 62 региона страны. Преподается он и в столице, однако не всем там пришелся по душе. Как пишет «Коммерсантъ», первая же попытка ввести курс в московской школе с многоконфессиональным составом учащихся, среди которых есть не только православные, но и мусульмане, иудеи, католики, адвентисты и атеисты, обернулась совместным заявлением в Генпрокуратуру от их родителей. Авторы обращают внимание на то, что курс с конфессиональным уклоном является «обязательным для всех учеников».

В департаменте образования Москвы обвинения в свой адрес отвергают, подчеркивая, что предмет является светским и факультативным.

Один из разработчиков этого учебного пособия член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского государственного педагогического университета Александр Камкин сообщил газете «Речь», что не удивлен таким поворотом событий.

— Это длится на про-тяжении всех двадцати лет, — сказал он. — Где-нибудь да находятся родители, которые, не разобравшись в сути дела, начинают творить мифы об «Истоках».

По мнению старшего преподавателя Череповецкого государственного университета, учителя истории школы № 28 Ольги Кобяковой, предмет «Истоки» в первую очередь является социокультурным, а поскольку русская культура неразрывно связана с православием, тему эту никак не обойти.

— Все зависит от того, как предмет преподносит учитель, — считает она. — Безусловно, он может уйти в крайности, в религию или дублирование истории. «Истоки» — курс интегрированный. Он связан со множеством предметов, в числе которых и литература, и география, и общество-знание, и музыка. Темы, которые он затрагивает, разбираются в первую очередь с нравственной стороны. Нравственные категории, о которых мы говорим, присутствуют во всех конфессиях. Например, какими должны быть предприниматели — такими, каких мы встречали в девяностые годы, или такими, как Иван Андреевич Милютин? Именно нравственность является основой этого предмета.

Илья Драницин