Череповчане продают бизнес. Покупать?

Сайты бесплатных объявлений и газеты пестрят предложениями для предпринимателей. При наличии финансов можно стать обладателем парикмахерской за 400 тыс. рублей или завода по производству асфальта за 8 млн руб. «Речь» изучила бизнес-тенденции.

Что и почем

За 100 тыс. руб. можно стать владельцем мясного отдела: две витрины-морозильника, стойки для товара, переуступка договора аренды и договоров с поставщиками. За 50 тыс. руб. продают отдел упаковки подарков под ключ. Цена фотоателье — 260 тыс. руб., а за 159 тыс. руб. можно приобрести бизнес по продаже питьевой воды. За 300 тыс. руб. продается частный детский сад в Индустриальном районе — с 12 малышами-клиентами, игрушками, оборудованием и правом аренды помещения. Детсад в Зашекснинском районе обойдется в 600 тыс. руб., хотя владельцы обоих заведений обещают одинаковую выручку — 80 тыс. руб. в месяц.

Магазины по продаже обуви и одежды стоят от 170 тыс. руб. и до 1,5 млн руб. Аптечный пункт продается только один, и его стоимость 1 млн 540 тыс. руб. Если есть 500 тыс. руб., то можно стать владельцем производства пластиковых окон или мягкой мебели, продавцы пообещали нам помимо необходимого оборудования включить в сделку и дружный коллектив опытных и непьющих мастеров.

Больше всего предложений касается сферы общественного питания: от 200 тыс. руб. за мини-кафе до 32 млн руб. за действующий ресторан в Заягорбском районе. Чаще всего продают суши-бары с доставкой на дом: средняя цена — 250 тыс. руб.

Автосервисы и автомойки стоят в разы дороже общепита, и их можно приобрести за 2,5 — 3 млн руб. Самое дорогое предложение — это завод по обработке и переработке металла: 65 млн руб.

Самая популярная причина продажи бизнеса — семейные заботы (переезд в другой город, декрет, нужен взнос на ипотеку). Лишь автор одного из объявлений честно сказал, что «дело не пошло, накопились долги». При этом все продавцы пожаловались на отсутствие спроса и выразили готовность скинуть цену.

«Купила себе зарплату»

28-летняя череповчанка Марина Зеленцова бизнесом занялась полгода назад: от бабушки досталась доля в старенькой «однушке», свое жилье у девушки есть, решила вложить деньги в салон ногтевого дизайна.

— Мечта работать на себя была давно, — рассказала Марина. — Знакомая продавала готовый бизнес — уехала в Санкт-Петербург вслед за мужем: оборудование, клиентская база, раскрученная группа в соцсети и договор аренды помещения. Купила за 200 тысяч рублей все целиком, в том числе и навороченный солярий. Ушла с должности офис-менеджера, сертификат на услуги по маникюру у меня уже был давно получен. Скажу сразу, пока купила себе лишь зарплату и кучу головной боли. Часть клиенток сразу ушла, узнав о смене мастера. Солярий пришлось перевозить в более посещаемое место. В мечтах все было более красочно.

Покупаем?

Стоит ли покупать готовый бизнес в Череповце?

— По нашим наблюдениям, покупка готового бизнеса может быть большим риском, — рассказала «Речи» директор НП «Агентство городского развития» Оксана Андреева. — Как правило, продажа бизнеса сопровождается долгами и убытками, и в основном это фирмы-однодневки. А вот покупка франшизы — это более честный подход: чистая сделка, конкретный бизнес-план, реальные перспективы. Плюс еще стоит быть предельно аккуратным с лицензирующими документами, ведь тот же частный детский сад по бумагам обыкновенный досуговый центр, где ребенка можно оставить на несколько часов.

С чем связан рост предложений о продаже готового бизнеса в Череповце? На этот вопрос ответил председатель череповецкого отделения «ОПОРА России», бизнесмен Игорь Истомин:

— Сложные экономические условия, устойчивое падение покупательского спроса, ежегодный рост коммунальных тарифов и жесткая конкуренция — выручка падает, расходы растут. Все это заставляет многих сворачивать свое дело. Продажа бизнеса — это попытка хоть как-то минимизировать убытки. Сейчас сложная ситуация для любого вида бизнеса, и если два-три года назад у предпринимателей Череповца был определенный «жирок» — запас собственных финансов, то сейчас все это подошло к концу. Думаю, что предложений по продаже бизнеса будет еще больше. И это риски для бизнес-сообщества города: с меньшими затратами могут зайти москвичи и питерцы, у которых деньги еще есть. Принято считать, что в кризис есть смысл вкладываться в недвижимость, но у нас в городе, по сути, встал арендный бизнес — многие из офисов уезжают работать на квартиры. Прибыльный бизнес сейчас никто продавать не будет.

Полина Удовиченко