Как делают новости на радио

Служба информации «Радио — Трансмит» заняла первое место на фестивале «Вместе Медиа» по Северо-Западу. О том, какая подготовка стоит за трехминутным выпуском новостей, рассказала специальный корреспондент радиостанции Елена Кириллова.

— В фестивале «Вместе Медиа» радиостанция «Трансмит» участвует каждый год и всякий раз достойно себя представляет. Сейчас мы заняли первое место в северо-западном этапе. На конкурс мы отправляли два новостных выпуска, и оба они попали в шорт-лист конкурса.

Как начисляют баллы конкурсантам? Во-первых, все финалисты «Вместе Медиа» ставят оценки друг другу, в зачет идет и средний балл по версии жюри. Я сразу поняла, что победа будет за нами, потому что на обсуждениях конкурсных работ «Трансмиту» было сделано меньше всего замечаний от экспертов.

Череповец представил на конкурсе два выпуска. В одном из них был репортаж, который всех покорил, — о землетрясении в Тарноге. Прошлой зимой во всех федеральных СМИ появилась информация, что в Тарноге произошло землетрясение магнитудой 5,1 балла. Мы записали комментарии спасателей, дозвонились местным жителям, которые говорили: «У нас здесь ничего не происходит, кроме мороза», поговорили с учеными. Позднее Европейский сейсмологический центр сообщил, что произошла ошибка — на самом деле землетрясение было в Индонезии.

Во втором новостном выпуске, который получил высокую оценку жюри, мы рассказывали о бизнесмене, который хочет строить метро в Вологде.

Я считаю, что новости на радио должны быть написаны простым языком, чтобы они лучше воспринимались на слух. Распространенные ошибки — это переизбыток цифр, сухой текст, взятый из пресс-релиза. В газетных статьях такие же правила, но на радио это еще сильнее заметно — когда журналист использует чиновничий язык вместо того, чтобы объяснить понятно. Новости должны быть прочитаны динамично, иметь яркое и интересное начало, чтобы слушатель не захотел переключиться на другую радиостанцию.

В выпуске новостей обычно пять информаций, каждая из них длится не более тридцати секунд. Хорошая новость должна включать в себя еще и синхрон (комментарий, фрагмент интервью), его хронометраж — около двадцати секунд. Новость с синхроном звучит не скучно, привлекает внимание слушателя.

Утро радиожурналиста начинается с Интернета, где мы просматриваем информационные сайты, затем идем на планерку, где обсуждаем главные темы дня. Хорошо сказала моя коллега Ольга Ваганова: «Мы должны постоянно находиться в информационном пространстве». Это правильно. Нельзя забывать, что ты журналист, ни дома, ни в гостях. Идешь по улице, а на тебя чуть не падает ледышка — это уже новость; слышишь разговор в автобусе, где обсуждают события в городе, — понимаешь, что и это тоже можно использовать в работе, разобраться, в чем дело.

А еще утром на работе мы всегда пьем горячий чай — тому, кто работает на радио, нельзя простужаться и нужно заботиться о своем голосе.

Алена Сеничева