35media.ru

Воронежский мастер сыграл Цоя на балалайке

Череповец посетили Сергей и Инна Плотниковы: Сергей вырезает из дерева русские народные инструменты и играет на них, а Инна поет. Изделия историка из Воронежа знакомы череповчанам — у мастера заказывают инструменты члены артели «Буза».

Вопрос, ответа на который я ждала от Сергея Плотникова больше всего, был такой: «Из каких пород дерева наши предки делали те или иные музыкальные инструменты?» И предполагала, что ответ будет следующим: «Например, балалайки — из ели, гудок — из березы».

Но оказалось, что все не так просто. По словам Сергея, на музыкальный инструмент шло любое дерево, которое не могло пригодиться в хозяйстве. Видел русский человек, что из одного куска древесины можно выстругать стол, из другого — лавку, а из третьего — ничего путного не сделаешь. Вот этот кусок и шел на музыкальный инструмент, ведь в приоритете у наших предков был дом, а не развлечения.

В Череповец воронежский Музей забытой музыки в лице Сергея и Инны привез не только балалайки и гусли, сделанные своими руками, но даже деталь инструмента, о котором никогда не скажешь, что он существовал в России, — волынки. Деталь волынки нашли при раскопках в Великом Новгороде, и датируется находка четырнадцатым веком.

Кстати, именно волынка стала первым инструментом, который сделал воронежский историк. Тринадцать лет назад Инна подарила мужу книгу, в которой рассказывалась история волынки, а также давались советы, как вырезать ее из дерева. С этого все и началось. За волынкой последовали другие инструменты, и теперь в коллекции Сергея около 60 единиц. Есть даже внушительных размеров колесная лира.

Колесная лира, она же харди-гарди, была распространена во времена Средневековья во многих европейских странах. На Руси ее использовали бродяги, «калики перехожие». На ней никогда не играли музыку для развлечения, под аккомпанемент лиры пели только исторические баллады и духовные стихи.

Одним из самых интересных инструментов Сергей Плотников считает гусли. Почему? Потому что гусли на Руси были тем же, чем для современного человека является гитара: под их аккомпанемент могли исполнить любую песню. И даже современная музыка легко перелагается для гуслей. Сергей рассказал, что не готов исполнить на гуслях разве что гимн России. А больше всего любит играть песни Цоя. В доказательство исполнил для посетителей экскурсии в череповецком Доме ремесел на ул. Пушкинской цоевскую «Кукушку».

— К сожалению, этнографы по какой-то причине записали не очень много гусельных наигрышей. Сейчас к гуслям большой интерес, в России появляются талантливые гусляры, в вашем городе на гуслях играют в артели «Буза», — рассказал Сергей.

Какой инструмент вы, уважаемые читатели «Речи», вспомните, если вас спросят о древнерусских музыкальных инструментах? Наверняка балалайку — именно она в первую очередь ассоциируется с народной музыкой.

— Но балалайка появилась только в конце семнадцатого века, — опровергает расхожее мнение Сергей. — Первое упоминание о ней было в 1688 году. Стрелец и крестьянин въехали на подводе через Яузские ворота в Москву, они громко играли на балалайке и бранили охранника, который стоял на воротах. За это их арестовали и проводили в полицейский участок, составили протокол. Этот протокол сохранился, и именно из него мы узнали о существовании балалайки.

Интересно, что первые балалайки совершенно не похожи на ту, на которой играет виртуоз Алексей Архиповский. В конце XVII века у балалайки было всего две струны.

Алена Сеничева