35media.ru

Обратная сторона электронных учебников

Одно из новшеств нынешнего учебного года — появление уроков робототехники в школах и переход на электронные учебники. Об этом сообщают многие источники, но без конкретики. Мы выяснили, как сии перемены проходят в череповецких школах.

На выбор

Начнем с робототехники. Речь не о том, что в школах появится отдельный предмет под таким названием. Речь об элементах робототехники, которые преподают или будут преподавать в течение года как часть курса на уроках технологии (труда) или информатики — точно так же, как, например, выпиливание лобзиком.

А робототехника как отдельное направление «в чистом виде» пока остается прерогативой дополнительного образования — кружков и студий. В рамках школьной программы этого нет.

— Вместе с тем в школах города — там, где созданы инженерные классы, — в рамках внеурочной деятельности этот модуль присутствует, — говорит Мария Барабанова, начальник отдела общего и дополнительного образования управления образования мэрии г. Череповца. — Например, в центре образования № 12.

А теперь об учебниках. «В 2016 — 2017 учебном году во всех школах появятся электронные учебники» — гласят различные статьи, особенно в Интернете. Но опять же речь вовсе не о том, что все бумажные школьные библиотечные фонды начнут активно заменять на электронные и вместо традиционных книг на полках будут стоять новые гаджеты. Да, электронные учебники могут появиться в любой школе, но, так сказать, только в добровольном порядке.

— По законодательству библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями, то есть либо одно, либо другое, либо в совокупности, — объясняет Мария Барабанова. — Каждая школа выбирает свой вариант, но обязательно делает это совместно с родительской общественностью. Вопрос сначала должны обсудить на педагогическом и родительском советах, только после этого принимается решение, а далее идет закупка того или иного учебника на средства, выделенные из областного бюджета. Но, повторюсь, у каждого ребенка в наличии должен быть учебник — либо обычный, либо электронный, школа обязана обеспечить это.

— Выходит, нет такого плана или программы, согласно которым все школы, например, к 2020 году должны полностью перейти на электронные учебники?

— Нет. На сегодняшний день использование электронных форм — это право, а не обязанность учителя, ученика и школы.

— Электронные учебники могут быть выбраны отдельными классами по отдельным предметам. А могут ли разные учебники — бумажные и электронные — быть по одному и тому же предмету у детей в одном классе?

— Это не очень удобно, потому и должно быть принято оптимальное общее решение на уровне школы. Учителю будет сложно работать, если у одного ребенка одна форма учебника, у другого — другая. Гипотетически это возможно, но на практике в Череповце такого нет.

На сегодняшний день бумажные учебники есть во всех череповецких школах, а электронные — в нескольких, например в школе № 10.

Набор программ

Большинство подразумевает под электронным учебником подобие электронной книги, то есть непосредственно гаджет. На самом деле электронный учебник — это набор программ (каждое издательство, выпускающее учебники, наряду с бумажной версией готовит и электронную, эта электронная версия — лицензия — покупается точно так же, как бумажная), который устанавливается на планшеты, персональные компьютеры и т. д. А вот то, откуда берутся гаджеты, каждая школа решает самостоятельно. Поскольку в наше время планшеты или, скажем, ноутбуки есть у многих детей, можно установить программу-учебник на персональный гаджет ученика. Еще один вариант: установить программу на школьные компьютеры и копию — на домашние.

Школа № 10 участвует в проекте «Фос-Агро-классы» с 2013 года. В рамках этого проекта ежегодно компания «ФосАгро» на 1 сентября дарит десятиклассникам «Фос-Агро-классов» планшеты, которые и стали «плацдармами» для электронных учебников по химии, информатике, физике.

— Решение мы приняли совместно с родителями и с педагогами, — рассказывает директор школы Анна Леоненко. — Эта новая форма интересна и детям.

Электронный учебник по структуре, содержанию, оформлению соответствует печатной форме учебника, но вместе с тем должен быть дополнен различными интерактивными, мультимедийными элементами — вариантами самопроверки, тестами и прочим.

Электронные учебники во многом удобны, но есть у этой медали и обратная сторона. При их использовании нужно учитывать еще такой пункт, как санитарные правила и нормы. У компьютеров (планшетов, ноутбуков и иже с ними) в отличие от бумажных книг есть ограничение по времени использования для детей. Это, естественно, должно учитываться учителями и неукоснительно соблюдаться, педагогу нужно будет соответствующим образом выстраивать урок и составлять домашние задания. Допустим, для 1 — 2-х классов просмотр каких-либо изображений на экранах должен занимать не более 10 минут в день (кстати, прослушивание аудиозаписей в наушниках — тоже не более 10 минут), работа с изображением на индивидуальном мониторе — не более 15 минут в день.

Бумага или «цифра»?

Ученики, которые приходят на уроки литературы с электронными книгами вместо традиционных, перестали быть такой уж редкостью. Сейчас это не запрещено, учитель не может заставить ученика пользоваться бумажной книгой, может лишь выразить собственные пожелания или дать рекомендации.

Ирина Ященко, учитель русского языка и литературы школы № 3, заслуженный учитель России, рассказывает, что в ее классах не меньше половины ребят на уроках литературы пользуются электронными книгами.

— У меня тоже есть электронная книга, — продолжает Ирина Борисовна, — это удобно в поездках. Не могу сказать, что я однозначно против электронных книг, но все же не приветствую их на уроках. Во-первых, в электронных книгах часто встречаются опечатки и другие ошибки. Во-вторых, в них сложнее делать закладки: у себя на уроках я вижу, что ребята с бумажными книгами и закладками находят нужные цитаты быстрее, чем ребята с электронными книгами. Если речь о небольшом по объему произведении, то электронная книга подойдет, но если изучать роман, то лучше книга традиционная. В-третьих — иллюстрации; в определенных случаях они играют важную роль, а иллюстрированные электронные книги встречаются куда реже, чем бумажные.

Вопрос об электронных книгах на уроках мы задали и Павлу Кулеву, заместителю директора и учителю географии лицея «АМТЭК», победителю городского конкурса «Учитель года — 2014». Его ученики тоже пользуются электронными книгами в школе.

— Возражаете ли вы, когда ученики приходят на уроки с электронными книгами вместо бумажных?

— Все зависит от цели работы с книгой. Если книга используется только как источник информации, то мне не важен формат, главное, что ученик может эффективно работать с ней. Но если книга рассматривается как целостное произведение — с обложкой, иллюстрациями, историей, — то, конечно, нужно классическое издание.

Елена Бжания