Бизнес свалился как снег на голову

Пришедшая на месяц раньше календарного срока зима скрыла дороги и тротуары, но обнажила проблемы, связанные с уборкой города. И вся прошлая неделя прошла для череповчан под знаком снежного апокалипсиса. Пешеходы увязали в сугробах; общественный транспорт ходил с перебоями; автомобилисты не расставались с лопатами (ставшими самым ходовым товаром в городе), вызволяя свои машины из снежного плена. Свою помощь им предложил предприимчивый подросток. Не в пример другим шалопаям-мальчишкам, которые играли в «царя горы» на придорожных снежных кучах и скатывались под колеса и без того нервным водителям, он проявил недетскую ответственность и придумал новый вид услуги.

Бизнес-идея

«Чистка машин от снега утром по предварительному договору очень дешево, от 25 рублей» — такое объявление журналист «Голоса…» увидел на прошлой неделе в Зашекснинском районе на дверях подъезда. Конечно, мы позвонили по указанному телефону: было интересно узнать, кто же решил освоить «свободную нишу в бизнесе». Оказалось, начинающий предприниматель еще учится в школе — девятиклассник Александр Поцелуев. Саша знает, что для автомобилистов снегопад — дополнительная головная боль: в такие дни приходится раньше вставать, сначала нужно расчистить машину, а потом еще и снег откидать из-под авто, чтобы выехать с парковочного места. А если водитель — женщина, в юбке и на каблуках, то лопатой махать и вовсе не с руки. В общем, подросток проявил предприимчивость, предложив автовладельцам свою помощь. Саша живет в многодетной семье — заработанные таким способом деньги не будут лишними.

— Эта идея появилась у меня в прошлом году. Но тогда я подходил к водителям и предлагал свои услуги, а теперь расклеиваю объявления, — рассказал нам Александр.

Так как молодой человек живет в доме на улице Городецкой, то и заказы принимает из этого района.

Саша, пожалуй, единственный «взрослый» человек в городе, кто не имел ничего против этой снежной вакханалии. Хотя нет — еще горожане, занимающиеся скандинавской ходьбой. Им сугробы нипочем, ведь у них есть палки!

— С палками передвигаться по снегу гораздо легче, — поделились с нами Тамара и Валентина, которых мы встретили на заснеженном тротуаре, бодро вышагивающих с палками. — Некоторые бабушки специально ходят с палками вместо трости. Они им равновесие помогают держать. Но это уже не скандинавская ходьба. А мы занимаемся профессионально.

Техника есть, кадров нет

За всю прошлую неделю, как сообщил экс-начальник департамента ЖКХ Дмитрий Буслаев, выпало от 40 до 50 см осадков в снежном эквиваленте — это февральская месячная норма. Самым снежным днем было 8 ноября, когда высота белого покрова достигла 25 см. Для уборки города пришлось вызывать рабочих с выходных. За первые сутки было вывезено 8 600 кубометров снега. В последующие дни снегопад, хотя и не такой сильный, периодически продолжался. В пятницу потеплело и снег пошел вперемешку с дождем, что только добавило работы коммунальщикам: предстояло справиться с обледенением. Осложнили процесс механизированной уборки и припаркованные в неположенных местах автомобили.

Конечно, жалоб от населения было немало. Недовольство горожан коммунальщики понимают и принимают на свой счет, как отметил директор ЧМП «Спецавтотранс» Сергей Орлов в разговоре с «ГЧ»:

— Но хотелось бы все-таки мыслить реальными категориями: разом взять и весь снег убрать из города — это из области фантастики. Давайте прежде всего говорить о физических возможностях. Эмоции эмоциями, но для того, чтобы справиться с последствиями снегопада, нам, коммунальщикам, нужно работать, а жителям города с пониманием относиться к той ситуации, которая сложилась.

Прошедший 8 ноября снегопад показал, что персонала «Спецавтотранса», занимающегося ручной уборкой улиц, недостаточно. На 10 ноября (наш разговор с Сергеем Орловым состоялся в четверг) в ручной уборке участвовало 145 человек.

— Мы продолжаем принимать людей на работу, чтобы довести показатель до 200 человек, — сообщил Сергей Валентинович. — Это позволит обеспечить оптимальный режим уборки снега во всех районах города.

Что касается персонала для механизированной уборки, то предприятию требуется еще порядка 15 водителей снегопогрузочной техники и 35 трактористов.

Кампания по привлечению специалистов в автоколонну «Спецавтотранса» началась еще 1 августа. На работу взяли 81 человека. 30 процентов из них — жители близлежащих районов.

«Ручники» работают только днем, смена с 8 до 16 часов, в период обильного снегопада их могут призвать взять в руки лопату и в 6 — 7 утра. А спецтехника убирает город круглосуточно, в две смены: с 8 утра до 8 вечера и с 8 вечера до 8 утра; в ноябре график работы «два через два».

— Мы работаем в зимнем режиме. В снегопад и последующий за ним день суточный выход техники составил 130 единиц. Сменный график распределился так: днем 64 — 66 единиц и столько же в ночь, — пояснил Сергей Орлов. — Это и наша собственная, и привлеченная техника. В процессе набора недостающего персонала количество техники мы будем также увеличивать.

В автопарке «Спецавтотранса» сейчас более 70 единиц техники именно для зимнего содержания города: многофункциональные погрузчики «Вилле» (для прометания, сгребания и погрузки снега), тракторы МТЗ (прометают и сгребают снежные массы и с помощью дополнительного прицепного оборудования обрабатывают покрытия реагентами), снегопогрузчики, универсальные машины.

— Но задействовать весь зимний автопарк не получается именно из-за отсутствия водителей? Горожане возмущались тем, что коммунальщики отчитались о полной готовности к зиме, а на уборку в снегопад, получается, выезжало меньше 70 единиц?

— Во-первых, наша работа сменная: одна единица техники не может работать без перерыва. Сменный график предполагает 70-процентный выход техники. А для этого необходимо, чтобы на каждой машине было по три водителя. Именно этим мы сейчас и занимаемся — укомплектованием каждой единицы таким количеством персонала, — терпеливо разъяснил Сергей Валентинович. — Второе — нельзя забывать об объемах выпавших осадков. Одно дело, если уборка идет при выпадении осадков на уровне 2 — 5 сантиметров, а другое — когда в течение суток выпадает 25 сантиметров. Схемы работы разные.

Трудности набора

«В чем причины недостатка работников?» — спрашиваем Сергея Орлова.

— Для того объема техники, который мы закупили, требуются специалисты. А к ним предъявляются требования, которые, наверное, кажутся людям завышенными. Нам бы хотелось принимать на работу не тех людей, которые просто нигде устроиться не могут, а тех, кто серьезно и ответственно относится и к технике, и к должностным обязанностям. Поэтому у нас все-таки существует определенный отбор людей. Водители при приеме на работу проходят стажировку — не менее пяти смен. Потом мы, посмотрев на подготовку, предлагаем повысить категорию и квалификацию, пройдя дополнительное обучение — отправляем в учкомбинат или в учебный центр. Обучение может длиться до двух месяцев.

Кстати, по столь необходимым «Спецавтотрансу» трактористам в городе существует дефицит кадров. Именно поэтому приходится звать на работу жителей районов. Отметим, что с 1 ноября предприятие начало выполнять распоряжение администрации города об увеличении среднего уровня заработной платы водителей и трактористов до 30 тысяч рублей.
А что же с «ручниками», недостаток которых более полусотни?

— Работа, связанная с ручным трудом, не является привлекательной, она сложная физически, — продолжает Сергей Орлов. — Поэтому, прежде чем идти на эту работу, человек, наверное, взвешивает все за и против: сможет ли он физически ее выполнять и устраивает ли его заработная плата. Сегодня мы можем платить за ручной труд 13 — 15 тысяч рублей, больше — нет возможности.

В зоне ответственности работников, машущих лопатой, — очистка пешеходных переходов и подходов к ним, а также остановочные комплексы и — по возможности — парковочные карманы. «Ручники» трудятся в секторах. За устроившимся на работу закрепляется определенная территория. Перед началом смены он проходит инструктаж и получает задание на день.

Уборка по нормативам

По нашей просьбе Сергей Орлов напомнил читателям алгоритм уборки города от снега, прописанный в муниципальном контракте.

Получив от метеорологов информацию о предстоящем снегопаде, коммунальщики проводят предварительную обработку антигололедными реагентами (обрабатывают в зависимости от температурных условий в течение двух-четырех часов).
В течение снегопада должны проводиться промежуточные прометания при достижении снежного покрова в пять сантиметров. Если снегопад не прекратился после прометания, реагенты снова распределяются по проезжей части.

После окончания снегопада согласно нормативам снег на мостах и дорогах первой категории (улицах, по которым передвигается общественный транспорт) должен быть прометен не позднее 5 часов после окончания снегопада; на дорогах второй категории (нет общественного транспорта) — не позднее 6 часов.

Тротуары, в зависимости от того, вдоль дорог каких категорий они располагаются, должны быть прометены в течение 2 — 4 часов после окончания снегопада.

После выполнения прометания или поджатия снежной массы к внешнему или правому бордюру, а по возможности за бордюр (чтобы не допустить заужения проезжей части — с одной стороны дороги оно не должно превышать 50 см), начинается отгрузка снега:
— с мостов (независимо от интенсивности снегопада) — не позднее 16 часов после окончания снегопада;
— с дорог первой категории:
уровень осадков менее 5 см — не позднее 2 суток,
уровень осадков более 5 см — не позднее 4 суток;
— с дорог второй категории:
уровень осадков менее 5 см — не позднее 3 суток,
уровень осадков более 5 см — не позднее 5 суток;
— с дорог третьей категории (с грунтовым покрытием) — по необходимости, не позднее 6 суток. Практика показывает, что снег оттуда в основном не вывозят, а распределяют по специальным участкам.

Отметим отдельно про нюансы содержания пешеходных дорожек. Тротуар должен быть чистым, нескользким, без наличия мягких снежных масс, то есть обработан по необходимости. Плотный снег при минусовых температурах может присутствовать. До асфальта тротуары чистят только во время оттепели.

— У норматива при вывозе снега при выпадении уровня более 5 сантиметров нет верхней границы. Мы же с вами прекрасно понимаем, что может выпасть и 10 сантиметров, а может и 25, чему все стали свидетелями 8 ноября. И соответственно, при 25 сантиметрах выпавших осадков выполнить эти нормативы представляется очень сложным делом. С территории города необходимо вывезти огромный объем снежных масс, — сказал в завершение разговора Сергей Орлов.

Добавим, что за неделю с территории города было вывезено 50 000 кубометров снега. В департаменте ЖКХ ситуацию назвали нештатной. Поскольку в ближайшие 2 — 3 дня новых осадков не обещается, коммунальщикам поставлена задача привести город в полный порядок в течение 3 — 5 дней.

Анна Савина, Алина Волкова