35media.ru

Дозвонились до Тургенева. Мобильник подыграл актеру

Постановка «Русский человек на rendez-vous» прошла в Череповце дважды, и оба раза с аншлагом. Труппа театра «Мастерская П.Н. Фоменко» приехала в рамках фестиваля «Золотая маска», который проходит при поддержке компании «Северсталь» и мэрии Череповца.

«Фоменки» на сцене и в жизни

Таких жизнерадостных артистов, как «фоменки» (воспитанников Мастерской в театральной Москве называют именно так), еще поискать. С исходящими от гостей волнами позитивной энергии журналисты столкнулись в день приезда труппы театра в Череповец. На пресс-конференции, организованной перед первой репетицией, артисты напоминали школьников, отпущенных на каникулы. Смеялись, толкали друг друга в бок, пихались ногами под столом…

Спектакль «Русский человек…» был поставлен пять лет назад студентами, и молодые актеры еще не успели устать от гастролей и поездок. «Гастроли — это праздник, глоток свежего воздуха», — восклицает Серафима Огарева, исполняющая роль нежной и прекрасной барышни Джеммы. В Череповце гостей радовало все — снег, тишина, «стеклянные» ветки деревьев после ледяного дождя и аншлаг в зале на обоих показах. А сколько восторга было оттого, что им подарили воскресную поездку в Кириллов и Ферапонтово. «Мы очень ждем и хотим поехать, хочется все увидеть», — задыхаясь от восторга, делилась с журналистами актриса Екатерина Смирнова, исполнительница ролей матери Джеммы и барыни-миллионерши Марьи Николаевны.

Главный герой тургеневской повести «Вешние воды» и спектакля Дмитрий Санин тоже любил путешествовать. Когда ему досталась от родственников небольшая сумма денег, он отправился в Европу, где многие думают, что в России всегда зима, люди ходят в шубах и все военные. Будучи проездом в Германии, повстречал красавицу Джемму, у которой был жених, но она дала ему отказ после нескольких дней знакомства с Саниным. Те из зрителей, кто покинул зал в антракте, приняв объяснение героев в любви и упавший занавес за хеппи-энд, не увидели второго акта, в котором мечты Санина разрушаются по вине своевольной русской барыни, соблазнившей романтичного парня.

Очарование спектакля «Русский человек на rendez-vous» в легкости и выдумке, которой он пропитан. Критики писали, что постановка «настояна на энергии молодости, которой так не хватает в академических театрах». Никакой схоластики, глупой сентиментальности и скучной декламации — действие течет стремительно и изобретательно. Во время серьезной сцены из-за кулис может высунуться бородатый дядя в шапке-ушанке и засвистеть по-птичьи. «Зяблик», — объясняюще кивает Санин на шапку «птички», при этом сцена не превращается в буффонаду. В сцене признаний и объяснений герои рассказывали о чувствах друг к другу в воздухе: он ухватился руками за декорацию, она повисла на воротнике его плаща. Эта физкультурная мизансцена добавила объяснению драматизма — жизни обоих персонажей в тот момент висели на волоске.

Нетрудно угадать, что актеры много смеялись и здорово сдружились, когда репетировали эту вещь. Они с блеском перевоплощались в самых разных персонажей, старели и молодели на глазах, некоторые сыграли по три-четыре роли. Почти три часа артисты отдавались игре, не жалея себя, чтобы зрители поняли и полюбили тургеневскую историю, как они сами поняли ее и полюбили.

И конечно, мобильник, оглушительно зазвонивший в зале посреди трагического финального монолога главного героя, не мог порадовать артистов. Исполнитель роли Санина Федор Малышев (к слову, племянник известного «фоменки» Кирилла Пирогова) умолк, обернулся к зрителям и произнес с удивлением: «Что?» Но тут же справился с раздражением и включил звон сотового в монолог — вздохнул тяжко и покачал головой. Дескать, и без того один и всеми брошен, так еще и зрители не слушают душевных излияний.

Был на сцене и один череповецкий «исполнитель» — пианино, которое специалисты Дворца химиков по просьбе «Мастерской П.Н. Фоменко» нашли у одного из местных коллекционеров. В ходе спектакля наш инструмент не только служил подставкой для шляп и местом первого свидания Джеммы и Дмитрия (так в ботинках и влезли), но и держал на себе музыкальное сопровождение спектакля. Московские актеры остались довольны провинциальным партнером.

Без концепции и морали

Основатель театра, легендарный режиссер Петр Фоменко умер в 2012 году.

С тех пор репертуар в мастерской его имени разделился на спектакли, которые он ставил или курировал, и на новые постановки. «Русский человек на rendez-vous» обязан Петру Наумовичу многим — именно он, разглядев что-то настоящее в студенческих этюдах (то есть учебной постановке для своих) по тургеневской повести «Вешние воды», предложил перенести эксперименты на большую сцену. И название, заимствованное из критической статьи Чернышевского, тоже он спектаклю дал.

— В нашем театре проводятся такие встречи, которые мы называем вечерами проб и ошибок, — рассказал череповецким журналистам педагог «Мастерской П.Н. Фоменко» и актер спектакля «Русский человек…» Юрий Буторин. — На этих вечерах каждый может показать и сыграть в отрывке то, что он хотел бы играть на сцене. И наш спектакль родился из такого вечера — с единственной разницей, что Петр Наумович сам предложил эту повесть Тургенева. А потом, посмотрев наши пробы и ошибки, одобрил создание спектакля. О чем повесть и наша постановка? На мой взгляд, о русском парне, который путешествует по Европе, но он там чужой. В отличие от них, он сначала действует на чувстве, а потом думает.

Серафима Огарева вспоминает, что первое прочтение повести «Вешние воды» ее не вдохновило, история показалась чересчур сентиментальной и сиропной. «Мы-то искали что-то серьезное и смысловое, — говорит она. — Но прочитала еще раз и увидела, как хорошо повесть раскладывается на наших ребят — этот сыграет этого, тот того. Мы не думали, какую версию произведения Тургенева ставим — современную или традиционную. Мы просто стали придумывать так, как нам нравится, и так, как нам хочется сыграть эту историю». «Никакой концепции не придумывали», — вторит Юрий Буторин. «Морали или какого-то осуждения не вкладывали, — говорит актриса Екатерина Смирнова. — Виноват герой или не виноват? Ни то и ни другое. Это жизнь».

Фестиваль «Золотая маска» завершится в эти выходные, 19 и 20 ноября, двумя показами на сцене Дворца металлургов балетного спектакля «Золушка» (12+) в исполнении Музыкального театра Республики Карелия.

Сергей Виноградов