35media.ru

Конкурс гончаров станет ежегодным

Традиция. Почти сто юных творцов из десяти городов приняли участие в конкурсе «Гончары Северо-Запада России»

Череповец сделал еще один шаг к статусу гончарной столицы Северо-Запада. На церемонии открытия конкурса заместитель мэра Елена Авдеева предложила сделать его ежегодным. Большинство наград завоевали гончары из Череповца, Архангельска и Великого Новгорода.

Двухэтажное здание первой художественной школы в Череповце, расположенное во дворе индустриального района среди стареньких пятиэтажек, гудит от напряжения. Школа принимает конкурс, равных которому по количеству и охвату участников еще не было. Вешалки в гардеробе ломятся от курток и пальто, в коридорах суета — сталкиваются девочки с белыми бантами и их сверстницы в перепачканных глиной фартуках, редкий кабинет не занят под участников или преподавателей. «Сколько глины пошло на конкурс? Трудно сказать. Сотни килограммов», — сообщила корреспонденту «Речи» директор художественной школы Татьяна Смирнова.

Впрочем, уникальность череповецкого конкурса гончаров измеряется не в килограммах, а в значении. Ничего подобного в этом древнейшем из национальных ремесел на Северо-Западе не проводится, об этом «Речи» рассказали гости конкурса. Юные гончары и керамисты варятся в собственном соку, дожидаясь, когда станут взрослыми и смогут выставляться в больших залах. Но и во взрослом гончарстве конкурсов негусто.

Очные творческие конкурсы, в особенности детские, сейчас вообще большая редкость. В моду вошли удаленные состязания юных художников — картины (а еще чаще их фотографии), видеоролики с исполнением музыкальных произведений или ноты присылают в оргкомитет через Интернет, обратно приходит электронный сертификат участника или диплом победителя. Дешево, быстро и просто, но зачастую совершенно бесполезно. Живое творческое соревнование, когда сидишь с соперником за соседним столом, чему-то учишься у него (а он у тебя) и получаешь стимул сделать лучше, позволяет маленькому художнику расти и становиться мастером.

Конкурс проводился в трех номинациях, причем в каждой были три возрастные категории — от 10 до 18 лет. Череповчан на конкурсе было больше всего, почти половина, также приехали участники из Архангельска, Великого Новгорода, Пскова, Котласа, Вологды, Ярославля, Тутаева, Коряжмы и Коноши. Одни работали на гончарном круге, другие лепили маленькие скульптуры, третьи творили в жанре рельефа. Темы и параметры конкурсных работ были заданы заранее, но таким образом, чтобы возможность для творческой свободы оставалась. Одни участники рассказали корреспонденту «Речи», что придумали работу заранее и в ходе конкурса постараются воспроизвести задумку, другие положились на творческую импровизацию.

В гончарной мастерской пять кругов крутятся с разной скоростью и шумят на разный голос. Если в других конкурсных классах перешептываются и переглядываются, то здесь каждый занят своим делом. Череповчанин Егор Попов надел фартук на новые брюки и выходную рубашку. «А как же иначе? Это же конкурс, торжественный повод. Постараюсь не запачкать», — рассказал он.

В классе рельефа Алиса Бухлаева из Коноши трудится над петухом. Придумала его, листая книжку в картинками, эскиз привезла из дома. «Я сначала хотела в детский танцевальный коллектив пойти заниматься, но мама записала в художественную школу, — говорит она. — Сейчас уже не жалею, нравится заниматься. Некоторые мои работы дома в серванте стоят. Гости приходят, любуются, хвалят. Приятно».

«Приехала, потому что понравилось задание, никогда такого не встречала, — рассказала Софья Аншукова из Котласа, ставшая дипломанткой конкурса. — В школе искусств мы занимаемся разным, были занятия и по лепке. Мне очень нравится лепить, хотя и не назвала бы себя специалистом. Надеюсь, получится». У Сони получилось. Стала дипломанткой конкурса.

Продолжительность конкурсного задания составляла четыре часа, перед конкурсными часами все возрасты и жанры оказались равны. Участники пользовались временем по-разному — одни отдали конкурсу все четыре часа, другие работали урывками, устраивая себе перерывы и даже прогулки.

Пока продолжался конкурс, гости-преподаватели побывали на мастер-классах, которые провели для них члены жюри. В буквальном смысле не дыша внимали они Александру Зваричу, который принес в зал художественной школы старинный гончарный круг — не электрический и даже не ножной, а ручной. Как лепить горшок и раскручивать круг, не обладая третьей рукой? Мастеру все подвластно.

Сергей Виноградов