35media.ru

Дорога первой категории

Реконструкция участка трассы Вологда — Новая Ладога на подъезде к Череповцу завершена. Дорожники уложились в два года вместо шести запланированных.

Длина участка федеральной автодороги А114, где с 2014 года шла масштабная реконструкция, чуть более девяти километров. Череповчанам уже сложно вспомнить, да, если честно, и не хочется, насколько уязвимым было это место на трассе. Произошла авария — тут же образовывалась многокилометровая пробка. Движение осуществлялось по одной полосе в каждую сторону, заторы возникали в районе поворота на Белозерск. Зато сейчас горожане получили дорогу европейского уровня с современной двухуровневой развязкой на Белозерск, двумя новыми мостами через Ягорбу, подземным пешеходным переходом возле Ботова, «электронным пастухом» около аэропорта и шумозащитным экраном у Борисова.

Страхам вопреки

Отлично помню, как в мэрии были озвучены планы по реконструкции трассы А114. У меня, как у многих жителей и автомобилистов города, известие о грядущей реконструкции вызвало и радость, и ужас. Расширение дороги там было не прихотью, а необходимостью: узкий участок трассы просто не справлялся с транспортным потоком, особенно в «дачные» месяцы и дни. Но пугала угроза еще больших заторов, ведь плотные ряды водителей должны были потеснить дорожные рабочие. В планах обозначалось, что реконструкция участка автодороги Вологда — Новая Ладога будет проведена в период с 2014 по 2020 год. И перспективы появления двухуровневой развязки казались далекими и призрачными. Но уже в 2015 году первые автомобили поехали по новой развязке, что сразу позволило существенно разгрузить трассу.

Все, кто проезжал мимо реконструируемого участка, видели, насколько сосредоточенно и слаженно работали строители. Тарахтела новенькая техника, молодые симпатичные дорожники в спецодежде деловито сновали по кромке проезжей части, забивались сваи и наносилась разметка, устанавливались световые опоры...

И вопреки всем опасениям, масштабная дорожная стройка не вызвала пробок.

— Мы прекрасно понимали, что не должны затруднять движение на трассе, поэтому в пятницу-субботу, когда поток транспорта возрастал в разы из-за дачников, мы прекращали работы или проводили их в зонах, не перекрывавших движение, — пояснил нам прораб участка ЗАО «ВАД» Михаил Соболев.

В вахтовом городке

С прорабом, а также представителями организаций, которые работали на участке, мы встретились на прошлой неделе в поселке Малечкино. Именно здесь был смонтирован вахтовый городок, в котором проживали дорожные рабочие. Сейчас он опустел, поскольку стройка закончена. А в пиковые периоды реконструкции трассы здесь проживало до 200 человек. Люди приезжали из разных уголков не только Вологодской области, но и всей России, были рабочие из Крыма и Кабардино-Балкарии, Белоруссии и Украины. Они проживали в вагончиках — от 4 до 8 человек. Работники были обеспечены всем необходимым — от постельных принадлежностей и спецодежды до сытной и вкусной еды, которую готовили тут же, в вахтовом поселке. На территории оборудовали свою ремонтную базу с эстакадой. Собственные бензовозы доставляли топливо для дорожной техники. Работа на дороге продолжалась и в зной, и в осеннюю слякоть, поэтому в поселке была установлена большая рубленая баня, летом работали и уличные душевые. Вся грязная одежда отвозилась в прачечную в Череповце, с которой был заключен договор. Череповецкая же компания вывозила и мусор. На въезде в вахтовый городок был оборудован свой охранный пункт, шлагбаум. Службу в нем до сих пор несут и собаки, в Малечкино они прибыли вместе с дорожниками с предыдущего объекта — из Лентьева Устюженского района.

Качество без секретов

Когда в 2014 году стало известно, что генеральным подрядчиком реконструкции участка трассы А114 стала компания «ВАД», горожане обрадовались. Компания уже успела зарекомендовать себя в Вологодской области. В частности, они реконструировали автодорогу М8 Москва — Архангельск, и те участки, которые были приведены в порядок уже 6 — 8 лет назад, до сих пор не требуют никакого ремонта. Вадовцы ремонтировали и две главные магистрали в Череповце — проспект Победы и улицу Ленина, за что получили благодарность и от руководства города, и от рядовых череповецких автомобилистов.

— В чем секрет качества, которое отличает вас от других дорожных организаций? — не могла не спросить я у зам. директора ЗАО «ВАД» Владимира Веселова, который также приехал в Малечкино.

— Никакого секрета нет, — ответил Владимир Викторович. — Нужно просто соблюдать строительные нормы и ГОСТы. И не допускать никакой халтуры. Мы применяем в работе новые материалы, например, используем асфальтобетон не только на граните, но и на самом прочном гранитном материале — габбро-диабазе. Он очень износостойкий, его укладывают на верхний слой асфальтобетона. Плюс мы осуществляем контроль качества на каждом этапе. У нас есть свои лаборатории. Кроме того, заказчик работ — ФКУ «Упрдор «Холмогоры» — постоянно проводит свои лабораторные проверки. Мы отвечаем за качество выполняемых работ, поскольку дорожим своей репутацией, которая зарабатывалась годами работы.

— Ответственный подрядчик не допустит, чтобы при строительстве применялись некачественные материалы, — говорит инженер отдела развития и ремонта автомобильных дорог ФКУ «Упрдор «Холмогоры» Сергей Хламов. — Поэтому и производится входной контроль материалов. Кроме того, и мы как организация, отвечающая за содержание данной автодороги, в период реконструкции осуществляли постоянный контроль качества применяемых материалов и производимых работ.

В круглосуточном режиме

В проектной документации работы на трассе обозначены как реконструкция автодороги А114 на участке 115 — 123-й км. Общая протяженность объекта 9,3 км.

— После реконструкции это стала дорога первой технической категории, которая предусматривает до трех (но не менее двух) полос движения в каждом направлении, — продолжает Владимир Веселов. — Мы уделили большое внимание обеспечению безопасности. Раньше съезды к населенным пунктам были обычные, водители пересекали встречную полосу. Сейчас на участке автодороги сделаны левоповоротные петли.

— Работа на объекте в пиковые периоды шла в круглосуточном режиме, — рассказал прораб участка ЗАО «ВАД» Михаил Соболев. — Дорожные рабочие были переведены на продленный день, техника вообще не останавливалась. Трудились у нас в основном мужчины. Правда, в этом году мы нанимали в аренду экскаватор, так вот на нем работала женщина. Это, можно сказать, изюминкой было. (Улыбается.) Но требования к ней такие же высокие, как и ко всем остальным. Абы кто у нас не работает. Люди получают достойную зарплату, но и спрос с них большой.

Работы проводились в несколько этапов, которые сменяли друг друга: подготовительные, земляные, асфальтовые. Процесс был налажен грамотно и четко, работников разделили на отряды и бригады.

— Первые два года велось переустройство всех линий коммуникаций: копали, раздвигали, снимали грунт, вывозили его, — продолжает прораб Михаил Соболев. — Работали экскаваторы, бульдозеры, копательно-рыхлительная техника. В конце 2015 года мы уложили дорожную «одежду» и заасфальтировали первые три километра вместе с транспортной развязкой. В 2016-м запустили оставшиеся шесть километров дороги.

2 500 кубометров бетона

Генеральный подрядчик привлекал и субподрядные организации, каждая из которых отвечала за свой участок работ. Так, силами ООО «Мостоотряд № 61» были построены два новых моста через Ягорбу, путепровод в составе развязки на Белозерск, а также разобран старый мост.

— Новые мосты через Ягорбу четырехпролетные, железобетонные, — отчитался нам о проделанной работе директор ООО «Мостоотряд № 61» Павел Рогачев. — Общая длина каждого моста 86 метров. Мосты запроектированы под современную нагрузку. Габарит низового моста (ширина) — 11,5 метра под две полосы в одну сторону движения, габарит верхового моста — 15,3 метра под три полосы. Пролетные строения железобетонные, всего смонтировано 64 балки. Промежуточные опоры также железобетонные, монолитные, с массивным телом на свайном основании — оно сформировано из 233 железобетонных призматических свай длиной от 12 до 14 метров.

В составе транспортной развязки на Белозерск был построен четырехпролетный железобетонный путепровод. Общая его длина 103,3 метра, габарит 11,5 метра. На путепроводе предусмотрено двустороннее движение с двумя тротуарами по 0,75 метра. Угол пересечения путепровода с автодорогой составляет 70 градусов.

Опоры путепровода опираются на буронабивные столбы (всего их 25) с глубиной бурения до 18 метров.

— За период строительства сооружения было уложено около 2 500 кубометров монолитного бетона, — приводит цифры по строительству всех объектов Павел Рогачев. — Смонтировано 1 900 кубометров сборно-железобетонных конструкций.

Осветить и защитить от шума

Фирма «Вологодское ДООО ОАО «СевЗапЭлектромонтаж» отвечала за освещение реконструированного участка трассы.

— К производству электромонтажных работ на объекте мы приступили в 2014 году, — говорит директор компании Николай Соловьев. — На первоначальном этапе необходимо было произвести переустройство существующих линий. Второй этап работ шел в 2015 — 2016 годах. Это было устройство наружного освещения с монтажом пяти трансформаторных подстанций. Длина освещенного участка составляет 7,2 км. Протяженность линий освещения 14,7 км. Всего установлено 432 металлические опоры для освещения дорожного полотна, смонтировано 646 светильников.

Как мы выяснили, при монтировке работ использовалось современное оборудование, на каждой подстанции оборудован выход по GPS-каналу к диспетчеру ФКУ «Упрдор «Холмогоры», в чьем ведении и находится данная федеральная автодорога. В случае выхода из строя светильника сигнал автоматически поступает на пульт диспетчера, который передает информацию для дальнейшего устранения неисправности.

Компания ООО «Мегаполис» смонтировала два участка шумозащитных экранов на винтовых сваях, которые защищают жителей населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от дороги, от шума транспортного потока. ООО «Спецмонтажстрой» выполняло работы по устройству дренажной системы и ливневой канализации. Работники организации «Профэлектросвязь» переносили линии связи, газовики переносили две нитки газопровода, попавшие в зону реконструкции.

Так, общими усилиями все работы на объекте и были закончены к ноябрю 2016 года, на четыре года раньше предусмотренного срока.

— Оперативность выполненных работ никак не скажется на их качестве, — заверил зам. директора ЗАО «ВАД» Владимир Веселов. — Мы не боялись работать с опережением графика, поскольку точно рассчитали свои возможности.

На прошлой неделе генподрядчик получил последний транш из федерального бюджета. На 2 ноября запланирована приемка объекта госкомиссией, которая оценит качество выполненных работ. А череповецкие водители свою отличную оценку дорожникам уже поставили.

Марина Алексеева