35media.ru

Шестнадцать учеников на восемь учителей деревенской школы

Выживают вопреки

Именно такое впечатление сложилось у меня после посещения школы в деревне Батран Череповецкого района. Несколько лет назад здесь закрыли детский сад. Тогда жители предложили открыть группу кратковременного пребывания детей при школе. Название проекту («Детсад для Феди») дал трехлетний малыш Федор, которого некуда было пристроить. И сегодня родители с удовольствием приводят маленьких ребятишек в группу. А Федя — уже ученик 1-го класса. Но сейчас шаткое положение у самой школы, которая таковой является разве что согласно выцветшей обветшалой табличке на здании. Ведь уже два года ученики Батрана относятся к Домозеровской школе. И этот вариант, так сказать, переходный.

Классы вместо школы

Двухэтажное кирпичное здание, в котором располагается школа, в этом году отметило 45-летие. Как говорит директор Александр Белов, капремонта за столь солидный срок здесь не было.

— Здание строили хозспособом, — вспоминает Александр Алексеевич. — В то время в Батране был колхоз-миллионер, «Искра» назывался. Он и заказал проект строительства средней школы на 320 мест, оплатил работы. В 1972 году Батранская школа распахнула свои двери для учеников.

При строительстве здания было допущено несколько недочетов. Односкатная крыша способствовала тому, что вся вода стекала на одну сторону, текла прямо по стене здания. В 80-е годы кровлю, чтобы устранить дефект, подкорректировали. Последний раз ремонтные работы кипели в школе в те же 80-е. Деньги выделил совхоз, плюс были бюджетные средства. В здании поменяли внутреннюю канализацию, водопровод, наладили систему отопления, заменили окна с северной стороны. Потом грянула перестройка. Сельское хозяйство катастрофически быстро приходило в упадок. Люди семьями уезжали из деревень. Число учеников школы сокращалось с каждым годом.

В 2014 году было принято решение закрыть школы в Шалимово и Батране. Но образовательный процесс в этих деревнях не прекращался.

— Батранской основной школы, как это указано на вывеске на нашем здании, юридически не существует, а фактически она есть, — говорит Александр Белов. — Мы относимся к Домозеровской школе, у них «А» классы, у нас «Б», в Шалимове «В» были. Но через год школу в Шалимово закрыли окончательно. И ребятишек оттуда теперь ежедневно во-зят в соседнюю деревню Мусора.

Один-два и обчелся

Школу, а правильно будет сказать классы, в Батране могли закрыть уже в этом году. Против выступили педагоги во главе с директором. Они провели собрание, пригласили администрацию, родителей, депутатов и доказали, что школа в деревне должна жить! И школу оставили. Пока. Но все понимают, что, как только она получит статус малокомплектной, над ней нависнет угроза закрытия.

— На сегодняшний день у нас 16 учеников: три в первом классе, один — во втором, три — в третьем, один — в четвертом, пятого класса нет, в шестом — один, в седьмом — два, в восьмом — три, в девятом — два, — быстро перечисляет Александр Алексеевич своих подопечных. — Вместе со мной и воспитателем в школе работают 8 педагогов.
— А еще к нам малыши ходят, в шутку называем их группу ГКЧП, — улыбается директор. — На самом деле ГКП — группа краткосрочного пребывания детей. Ребятишки в возрасте от 3 до 7 лет четыре часа находятся в группе. С ними занимается бывший воспитатель детского сада.

Мы зашли в группу и узнали повзрослевшего героя нашей публикации. В 2013 году «Голос Череповца» рассказывал о том, что в Батране закрыли детский сад. И две старшеклассницы, у одной из которых был трехлетний брат Федя, а родителям было не на кого оставить мальчика, разработали социальный проект «Детский сад для Феди». Суть его заключалась в открытии группы в одном из помещений школы. И детская инициатива была услышана! Педагоги доработали предложения девочек и через программу «Дорога к дому» подали заявку и выиграли в конкурсе грантов крупной российской компании. Батранцы получили 300 тысяч рублей на реализацию идеи. И группа успешно работает несколько лет. Федя, «виновник» того проекта, из нее уже выпустился, сейчас он ученик первого класса.

Соцпроект, о котором мы рассказали, — это только один пример, когда неравнодушные к своей деревне люди сделали шаг, пусть и небольшой, на пути к ее сохранению. Учитель математики Любовь Белова помогает детям разрабатывать социально ориентированные проекты. Опытный педагог, человек, искренне любящий свою деревню и дело, которым занимается, она умеет увлечь детей. Батрановские ученики регулярно становятся победителями не только районных, но и областных конкурсов.

Понимая, что финансовой помощи ждать неоткуда, ученики и педагоги активно участвуют в грантовых конкурсах, после победы в одном из них были закуплены стеллажи для музея. Кстати, разработка проекта музея, выставочного зала, куда сейчас водят экскурсии, где организуются различные мероприятия, — это тоже заслуга учеников и учителей.

Лаборатория для первоклашки

Возможно, кто-то думает, что в деревенской школе скудное оборудование. Но это не так. Оценки ученикам так же как и в городе выставляют и в бумажные, и в электронные дневники. Даже у учеников начальных классов есть возможность поработать на ноутбуках, рассмотреть узор на листочках с помощью цифрового микроскопа, есть и своя цифровая лаборатория. Когда мы заглянули в кабинет физики, ученица 7-го класса Даша Серебрякова новый материал впитывала, глядя на экран мультимедийной установки. Есть в школе своя столовая и спортзал, учебная программа выдается в полном объеме в соответствии со всеми образовательными нормативами. Облупившаяся краска на полах или отсутствие стеклопакетов — это ведь не главное. Уверена, что батранцы, которые уже давно привыкли полагаться только на себя, выиграют очередной конкурс, получат грант! Они смогут жить и работать дальше. И нам бы очень хотелось, чтобы во фразе «Учить нельзя закрывать» запятая стояла исключительно
после первого слова.

Марина Алексеева