Психологи помогают череповчанам разобраться в детских комплексах

10 октября отмечался Всемирный день психического здоровья. Каждый 16-й житель Земли страдает той или иной формой расстройства психики. Причины самые разные. Не на последнем месте детские травмы, которые стали комплексами, приведшими к осложнениям.

От ребенка до взрослого

Как передать ответственность детям за процесс обучения? Как сделать его для ребенка привлекательным? Как правильно и успешно готовиться к ЕГЭ? Эти вопросы стали темой бесплатной лекции, которая прошла 13 октября в межведомственной службе помощи детям и молодежи «Восхождение». Вел занятие кандидат психологических наук, практикующий психолог-психотерапевт, директор НП «Возрождение» Александр Викулов и психолог-консультант по вопросам детско-родительских отношений Юлия Данилова.

Незадолго до мероприятия мы встретились с Александром Владимировичем, чтобы поговорить о детских комплексах, способных испортить не только учебу, но и другие стороны жизни в любом возрасте. Психологи уверяют, что комплексы (или, выражаясь более научно, дистрессы) есть даже не у каждого второго — у каждого человека. Большая часть идет из детства, ведь именно тогда человек осваивает важные программы поведения из своей семьи. Это значит, что ребенок смотрит на взрослых, в первую очередь на поведение родителей, и берет с них пример. Происходит это в раннем детстве, когда человек еще не может мыслить критически — не анализирует, не сравнивает, не сомневается, — просто перенимает все.

— Лев Николаевич Толстой говорил, что от новорожденного до взрослого — пропасть, а от пятилетнего ребенка до взрослого — один шаг, — начал беседу Александр Викулов. — И это согласуется с современными научными представлениями: к пяти годам уже сформированы многие программы поведения, которыми мальчик или девочка будут пользоваться и во взрослой жизни.

«Я недостаточно хорош»

Этот комплекс, также именуемый дистрессом отвержения, наиболее распространенный, можно сказать, центральный, связанный со множеством других комплексов. Он формируется из-за того, что ребенка часто отвергали близкие люди, особенно мама с папой. Не проводили с ним время, постоянно указывали на недостатки, редко хвалили за успехи, отрицательно отзывались о нем по сравнению с другими. Хуже всего, если при таких обстоятельствах нет или недостаточно компенсирующих факторов, снижающих негативное воздействие. Таким фактором может быть, например, бабушка или дедушка, которые дают ребенку почувствовать себя нужным, любимым, успешным.

Человек с комплексом «Я недостаточно хорош» невысокого о себе мнения, несмотря на все свои успехи. Абсолютно объективные и заслуженные похвалы он чаще всего воспринимает как попытку сделать приятное из вежливости или утешить, зато в любую критику и нелестные замечания поверит с готовностью.

— Вместо того чтобы стремиться к успехам и достижениям, такой человек включает защитные формы поведения — работает на избегание неудач, — продолжает Александр Викулов. — Он может по жизни ставить себе легкие задачи, хотя его способности велики. И отношения будет выбирать не он сам, а кто-то за него. Стоит погладить человека с дистрессом по шерстке, и делай с ним что хочешь. Этот человек уязвим для манипуляций. Также он очень уязвим в социальных ситуациях оценки: скажем, школьник может прекрасно знать предмет и в обычных условиях отвечать хорошо, а на экзамене получить более низкий балл. Спортсмен может показывать выдающиеся результаты на тренировках, но не на соревнованиях при полных трибунах и всеобщем внимании. У взрослого колоссальный стресс будут вызывать ревизии, проверки и так далее. Человек с дистрессом отвержения может быть подозрительным и вечно считать, что окружающие на него не так посмотрели, не то сказали. Конечно, это все ухудшает качество жизни. Зачастую приходится обращаться к профессионалам, чтобы помочь ребенку или уже взрослому вернуть здоровое отношение к себе.

Не подавлять

До определенного периода (обычно до возраста 3 — 5 лет) у детей есть так называемое ощущение компетенции — чувство, что они все могут, ощущение чуда от любого достижения, потому способность к обучению очень высока. Но нередко взрослые, как дома, так и в детском саду либо школе, подавляют это ощущение компетентности своей критикой. Но бывают и исключения.

О своем любопытном опыте на одном из специализированных сайтов рассказала учительница младших классов. Нескольким ученикам никак не давался русский язык, все домашние работы сплошь пестрели красным цветом исправлений. Тогда учительница стала подчеркивать не то, что неправильно, а то, что правильно. И постепенно метод принес плоды, успеваемость улучшилась. На большом отрезке времени дружелюбные системы обучения выигрывают у систем, основанных на критике.

— Вернемся к отвержению. Бывает ведь так, что у родителей просто нет времени, чтоб постоянно быть с ребенком. Они вроде и не критикуют его, но обделяют вниманием. Это тоже может стать основой для комплексов?

— Конечно. Это опять-таки отвержение. И дело не во времени. Допустим, маленький ребенок перед сном может сказать родителям: «Я хочу с вами полежать». Можно выгнать его, сказать, что он уже большой. А можно разрешить, но сразу оговорить: только на пять минут, потом пойдешь к себе. На моем дне рождения один из гостей рассказывал, как, будучи пятилетним мальчиком, подошел к отцу-инженеру, сидевшему за работой, и спросил, что он делает. Отец мог бы прогнать, чтобы ребенок не мешал, но вместо этого усадил к себе на колени, приобнял и все объяснил. Повторю: мальчику тогда было пять лет, может, на все про все и ушло-то несколько минут, но он до сих пор это вспоминает с теплотой.

Комплекс беспомощности

Он появляется, когда человека, образно выражаясь, за неудачи били сильнее, чем хвалили за успехи, мол, зачем хвалить, если все нормально. Беспомощность может проявляться в лени, откладывании дел на потом; в скуке — когда человек, имеющий свободное время, не знает, чем заняться, поражены здоровые познавательные потребности. Следующая форма — апатия, дела отодвигаются все дальше. Потом может наступать и депрессия, которая таит в себе множество проблем, в том числе для школьников — неспособность хорошо обучаться, каким бы замечательным ни был учитель.

Дистресс изоляции — это когда человек начинает изолироваться от каких-то травмирующих событий. Если дома его гнобят, нудят-зудят, он пытается искать место, где будет чувствовать себя комфортно, вплоть до бегства из дома. Изоляция может быть и в отношениях к другим людям. Классический пример: ребенка запугали цыганами, и он их боится и сторонится, хотя среди цыган, как и в любом другом народе, много замечательных творческих людей.

Елена Бжания