35media.ru

Некоторым нравится погорячее

Многие из нас не раз ворчали, открывая кран с горячей водой, а ощущая рукой холодную. Особенно если ее нагрева приходится ждать по несколько минут. И времени жалко, и денег, которые будут заплачены по показаниям счетчика горячего водоснабжения. Бывают и противоположные жалобы: вода такая горячая, что можно обжечься. Каковы же нормативы нагрева воды и можно ли обойтись без финансовых и нервных затрат?

Холодно. Теплее. Горячо

Ощущение, как известно, понятие субъективное. Поэтому сначала я провел простой эксперимент. Открыл у себя в квартире в ванной комнате кран, набрал воды в кружку, замерил температуру обычным бытовым градусником для воды. 38 градусов. Продолжил эксперимент. Открыл кран, запустил секундомер. Вода стала ощущаться как горячая через 21 секунду. Замерил температуру: 56 градусов. Еще некоторое время пропускал воду. Новый замер: 62 градуса. Это максимум. Далее проделал то же самое на кухне (разные стояки с ванной). Результаты получились такие: 29, 37 и 41 градус. Все ли в норме? Для этого посмотрим официальные документы, определяющие нормы температуры горячей воды, при несоответствии которым тариф по оплате должен уменьшаться.
Но вначале еще одно наблюдение-размышление. С тех пор как оплачиваю воду по индивидуальным приборам учета, ни одного месяца не было, чтобы показания потребления холодной воды были выше, чем горячей. То есть горячей расходую больше. Так должно быть? А вот и нет. И это подтверждено самим поставщиком услуги, который рассчитывает и обосновывает нормативы потребления. А эти нормативы таковы: холодное водоснабжение — 4,712 (с повышающим коэффициентом — 6,597) куб. м/чел. в месяц, горячее водоснабжение — 3,496 (4,894) куб. м/чел. Следовательно, подразумевается, что холодной воды я должен потреблять на 35 процентов больше, чем горячей. Но так будет только в случае, если температура горячей воды соответствует нормам… Посмотрите ваши показания ИПУ для интереса. Вопрос принципиальный, так как стоимость подогрева воды — одна из самых затратных статей платы за коммунальные услуги. А платим мы за нормативную величину тепла, которое необходимо для подогрева воды до заданных значений, но фактически вода оказывается холодней.

Нормативная температура

Все действующие нормы и тарифы занесены в свод правил «санитарно-эпидемиологических показателей» (СанПиН) от 29.12.2011. Норма температуры горячей воды в квартире в дневное и ночное время должна быть не более 75 и не менее 60 градусов. Почему именно этот диапазон? Данный температурный порог необходим для того, чтобы обеспечить гибель всех вредоносных и вирусных бактерий. С другой стороны, при подаче воды горячее 75 градусов существует вероятность получения ожога. Поэтому использование горячей воды рекомендовано при одновременном включении холодной.
Между тем в законе оговаривается, что если температура поставляемой воды некий период времени была равна 40 градусам и ниже, то расчет за эти дни производится по тарифам холодного водоснабжения.
Конечно, оговорена и специальная процедура замеров. Она такова: в течение нескольких минут пропускается вода, затем под струю ставится специальный стакан, а в него помещается термометр до определенной метки; выждав определенное время, нужно снять показания с термометра. Допустимые отклонения от нормы: в дневное время (с 5.00 до 0.00) —
3 градуса по Цельсию; в ночное время (с 0.00 до 5.00) — 5 градусов по Цельсию. Каждые 3 градуса отклонения снижают тариф на 0,1 %. Отклонением уже считается 59 или 76 градусов. Все нормы и условия должны быть указаны в договоре собственника жилья и поставщика услуг.

Перерасчет

Существует ряд вполне обоснованных причин, при которых норма температуры горячей воды может быть снижена. Во-первых, это возникновение аварийной ситуации на магистрали подачи воды. Во-вторых, проведение плановых и профилактических ремонтных работ коммуникаций сети. Согласно СанПиН, существуют нормы остановки подачи горячей воды в многоквартирном доме:
1) не более 8 часов в сумме за 1 месяц;
2) не более 4 часов непрерывно;
3) не более 1 суток (24 часа) при факте аварии.
При превышении этих сроков тариф должен быть уменьшен на срок существования отклонений. К примеру, если у вас 5 дней из 30 были отклонения температуры, то на эти 5 суток будет снижен тариф.
Куда жаловаться? Действовать надо согласно постановлению № 354 правительства РФ. Для начала по факту отклонения температуры необходимо обратиться к диспетчеру УК или ДЖКХ. Если неполадки произошли вследствие аварии, то диспетчер обязан об этом оповестить обратившегося и сообщить о предположительном сроке устранения поломки. На случай, если никаких предпосылок к понижению температуры нет, сотрудник диспетчерской службы обязан зафиксировать заявку для дальнейшего рассмотрения. При обращении необходимо записать себе номер заявки и время обращения, а для полной надежности и фамилию сотрудника службы. Если уменьшение температуры воды произошло по неведомым причинам, то компания, отвечающая за поставку воды, обязана предоставить сотрудника для проведения замера. По факту замера составляется акт; если измерения подтверждают несоответствие нормам, то потребитель вправе потребовать пересчета платы по сниженному тарифу, но с того дня, когда был произведен замер. Согласно постановлению № 354 (п. 112) датой окончания нарушения качества услуги считается день, когда диспетчерская служба была осведомлена о восстановлении температурных нормативов водоснабжения, или дата проведения итоговой проверки по устранению нарушения. Если в квартире установлены счетчики, то следует при составлении акта зафиксировать их показания для последующего перерасчета. Организация, отвечающая за поставку воды, при неправомерных действиях или бездействии штрафуется.
 
Счетчик с датчиком

Вызов специалиста для замеров температуры воды — процедура весьма хлопотная. Можно ли ее избежать? Теоретически да. Поможет установка в квартире не обычного прибора учета, а счетчика для горячей воды с термодатчиком. Его работа заключается в регистрации объемов подаваемой воды и ее температуры. Устройство состоит из нескольких частей: счетчик горячей и холодной воды; датчик измерения температуры; электронный блок, отвечающий за произведение расчетов. Все снимаемые показатели заносятся в ячейку с тарифами.
Следующим этапом является подсчет тарифов. Для подсчетов в приборе существуют свои коэффициенты: данные из тарифной ячейки с температурой ниже 40 градусов имеют k=0; при температуре от 40 до 44 градусов k=0,7; от 45 до 49 градусов k=0,9; при температуре выше 50 градусов k=1. Далее данные заносятся в итоговые результаты по объему потребленной горячей воды.
У этих замечательных приборов есть один недостаток: они дорогие. Нам удалось найти приборы российских производителей по цене от 6 000 до 9 000 рублей, то есть они в 5 — 8 раз дороже обычных ИПУ плюс более дорогое обслуживание. Второй момент: не всегда коммунальные организации соглашаются устанавливать в квартирах счетчики с термодатчиками, так как им это невыгодно. В таких случаях гражданам приходится обращаться в суд для вынесения решения по данному вопросу. В Череповце был такой прецедент по причине того, что приборы были ввезены из США.

Главный вывод

При перерасчете существенным в финансовом плане для вас будет лишь оплата «горячей» воды по тарифу холодной. А снижение тарифа на 0,1 % за каждые три градуса отклонения — это слишком малые суммы. Поэтому во всем этом процессе ваша главная цель — заставить поставщика довести температуру воды до нормативной. Вот тогда и услуга будет качественной, и оплата за нее реальной.

Владимир Сентябрев