Льготный проезд не подорожает

Вчера заместитель мэра Василий Семичев провел пресс-конференцию, где официально объявил о повышении стоимости проезда в череповецких автобусах и трамваях с 1 ноября этого года. Меж тем и эта мера не спасет транспортные предприятия от убытков.

В номере за 4 октября газета «Речь» уже рассказывала о том, что в Череповце с 1 ноября планируется поднять цены на проезд — за поездку в автобусе мы будем платить 24 рубля, в трамвае — 22 рубля. Вчера Василий Семичев официально подтвердил эти данные. Одновременно он сообщил хорошую новость для льготников — для них цены на проезд остаются прежними: разовая поездка будет стоить 19 рублей, а проездной на месяц — 900 рублей. Без изменения остается и цена проезда в автобусе 32-го маршрута — 10 рублей. Школьный проездной будет стоить 711 рублей, студенческий — 948 рублей.
— Никто не идет на поводу у транспортных предприятий. Повышение обосновано тем, что у транспортников увеличиваются затраты, которые не могут регулировать ни они, ни мы. В основном повышение связано с подорожанием горюче-смазочных материалов и запчастей, — обозначил причину подорожания проезда зам. мэра.
Заместитель директора автоколонны № 1456 Светлана Серякова привела нам конкретные цифры: износ автопарка составляет сейчас 87 %, некоторые виды запчастей прибавили в цене 40 %, энергоносители подорожали более чем на 13 %. А цена проезда увеличивается на 4,3 %. Автобусные перевозчики, обращаясь в мэрию, просили установить тариф 25 рублей для всех категорий граждан. Только при таком раскладе возможна безубыточная работа предприятий. Себестоимость же поездки в автобусе и трамвае еще выше и состоит она на 53 % из зарплаты работников, включая налоги, на 19 % — из платы за топливо, 9 % — это ГСМ, запчасти, шины, остальное — прочие расходы. Льготный тариф компенсирует не мэрия, а сами же транспортные предприятия — по сути, за счет «общего» тарифа.
— Одна из мер оптимизации затрат — это сокращение штата предприятия, — рассказала Светлана Серякова. — В основном мы сократили управленческий аппарат, уменьшилось количество вспомогательного персонала, например, мы отказались от штатных уборщиков. В 2013 году сократили 21 штатную единицу, в 2015 году — 31 единицу, в 2016 году — 71. Водителей и кондукторов сокращения не коснулись: их и без того недобор. Сейчас в автоколонне № 1456 работают 863 человека. Сокращать бесконечно мы не можем.
Средняя зарплата водителя муниципального автобуса — 30 600 рублей, кондуктора — 16 400 рублей, это при условии, что они перерабатывают.
Чтобы сократить издержки, транспортные предприятия покупают самые дешевые масла, бывшие в употреблении запчасти и автобусы (многие их вообще не покупают, муниципальной автоколонне автобусы купила мэрия в 2013 году — 10 МАЗов), снижают до минимума социальные выплаты сотрудникам, стимулируют экономию топлива водителями. По словам Василия Семичева, в ближайшей перспективе обновления парка автобусов и трамваев в городе ожидать не стоит — вопрос обсуждается, но не более того.

Юлия Бочкарева