Школьников предложили проверять на интеллект

Депутат Госдумы Михаил Сердюк просит министра образования и науки Дмитрия Ливанова ввести в школах кроме ЕГЭ еще и обязательное тестирование на уровень интеллекта (IQ-тест). Это-де позволит государству вести селекцию одаренных учащихся.

дея возникла у Сердюка после того, как в прессе появились новости о 13-летней британке Николь Барр, в свои юные годы уже успевшей поступить в Оксфорд. Выяснилось, что уровень ее интеллекта (162 пункта) выше, чем у Альберта Эйнштейна и Стивена Хокинга. Депутат отмечает, что «в отличие от стандартных проверочных заданий, которые до сих пор остаются единственным, но давно потерявшим объективность мерилом успеваемости учеников, существует потребность в дифференцированных тестах, направленных на всесторонний анализ их возможностей». По его мнению, в будущем тест на IQ вообще может заменить ЕГЭ, который «можно сдать, сиюминутно заучив и благополучно забыв через несколько дней определенный объем информации». Михаил Сердюк также предложил тех учащихся, которые покажут хорошие результаты на тестировании, принимать в вузы на льготных условиях. Согласимся с депутатом, что знать и соображать —

далеко не одно и то же. Однако очевидно, что даже самый одаренный человек, не обладая весомым багажом знаний, вряд ли сможет работать в сложных отраслях, которые год за годом проще не становятся. Не будем также забывать, что далеко не все специалисты положительно оценивают эффективность IQ-тестов, говоря о том, что тест на интеллект показывает только то, как хорошо ты справляешься с тестами на интеллект. К слову, Сердюк выступает против того, чтобы российских детей оценивали по уже существующим западным методикам (Айзенка, Кеттелла и других), и предлагает разработать свой тест, на российской, так сказать, почве. Но избавится ли отечественный тест от проблем, которыми обладают зарубежные аналоги? В конце концов, в России проводится масса олимпиад по предметам, интеллектуальные конкурсы, раздаются научные гранты... Кажется, что беда не в выявлении одаренных детей, а в том, что пока мало кто заинтересован в их поддержке. И часто, когда они вырастают, мы видим их трудоустроенными где угодно, но только не в РФ.

Андрей Савин