Есть шанс в Череповце у страусиной фермы

Двадцать горожан защищали свои проекты, отучившись в Школе социального предпринимательства

Будут ли череповчане покупать мясо страуса по 1 000 руб. за килограмм? Этот вопрос прозвучал на защите бизнес-проектов последнего в этом году выпуска Школы социального предпринимательства. Идей прозвучало очень много. Насколько они жизнеспособны?

Одно яйцо — всей семье завтрак

Защита двух десятков социальных бизнес-проектов прошла в начале декабря в Агентстве городского развития (АГР), где и проходил двухмесячный курс обучения в Школе социального предпринимательства.

Приведем несколько примеров социальных проектов.

Проект Артема Халуева и Анастасии Тихомировой не мог не привлечь внимание. Молодые социальные предприниматели предложили построить страусиную ферму. В черте ли города или за его пределами, пока неясно, проект ведь только на бумаге. Но уверенность в его состоятельности есть.

Авторы пытались объяснить комиссии, что мясо страусов легко конкурирует с говяжьим, привлекает гурманов и людей, заботящихся о своем здоровье (мясо страуса почти не содержит холестерина). А высокая рентабельность — от 50 до 120 % — обусловлена тем, что кроме мяса ферма даст яйцо (одно весит от 450 до 1 800 граммов), кожу (из нее изготавливают ремни, ботинки, сумки), скорлупу (используется в художественных изделиях), перья (атрибут женской одежды) и т. д. В перспективе авторы планируют закупать павлинов, индеек и сов.

Да, придется сделать серьезные вложения. И нюансов у бизнеса немало. К примеру, ферма должна стоять на возвышенности, в сухом (незатопляемом) месте с достаточным количеством солнечного света. Для каждого страуса-малыша (до трех месяцев) должен быть свой загон для прогулок площадью не менее 5 кв. м. С трех до шести месяцев — 50 кв. м, старше — 100 кв. м, а для взрослой птицы — 200. Птица должна бегать, принимать песочные ванны. К слову, страусы живут семьями: один самец, три-пять самок, а также их потомство. Должна быть и взаимная привязанность самца и самок. Нет ее — нет семьи.

Даже на первый взгляд кажется, что чем больше таких нюансов, тем сложнее бизнес и больше расходы. Правда, оборудование несложное: лопаты, грабли, вилы, садовые тачки и т. д. Персонал, видимо, нетрудно будет подобрать: водители, грузчики, уборщики, агрономы, охранники. Но приживется ли страус на череповецкой земле? Авторы проекта считают, что приживется, особенно африканский, который быстро адаптируется к любому климату.

Эту уверенность пытались поколебать члены комиссии — преподаватель Школы социального предпринимательства, бизнес-тренер Нина Долгова и директор Гуманитарного института ЧГУ Александр Чернов.

— По вашим расчетам, одно страусиное яйцо стоит 1 000 рублей, 1 кг мяса страуса 1 000 — 1 600 рублей. Для сравнения, 1 кг говядины стоит 500 — 600 рублей. Будут ли череповчане покупать мясо страуса, если им не только говядина, но и свинина не по карману, многие перешли на куру? — спросил авторов Александр Чернов.

Однако они заверили, что все просчитали.

— Ну что ж, желаю успеха. Тем более что страус — наша вологодская птица, — пошутил Чернов.

Мы же задались вопросом: а что в этом проекте социального? Поставка качественной, экологически чистой продукции, как гласит бизнес-проект.

Оживить скудный городской ландшафт

Остальные проекты не предполагали подобной экзотики, но тем не менее привлекли внимание членов жюри и аудитории.

Выпускница Маргарита Коломиец предложила экологический проект. По ее мнению, скудные ландшафты Череповца пора оживить. Для этого она разработала концепцию озеленения и благоустройства, в рамках которой город должны украсить новые газоны, цветники, малые архитектурные формы, парковые зоны. По ее мнению, все это можно реализовать в сотрудничестве с жителями города, ТСЖ, ТОСами.

В чем-то ее идеи перекликаются с замыслом социального проекта, предложенного Александром Тороховым. Его предложение — создать в городе новые культурные пространства. «Люди — рабы своих вещей, нередко они впадают в зависимость от социальных сетей, Интернета», — гласит проект и предлагает решение. Чтобы избавиться от таких зависимостей, нужно выйти на улицы города для живого и полезного общения. А обеспечит его возможность, по мнению автора, создание площадок с оригинальным дизайном для прогулок на воде, для отдыха и общения (например, площадка, оформленная как шахматная доска, с фигурами чуть ли не в человеческий рост). Это могут быть также молодежное кафе, пляж, мастерские, городок из ледяных фигур с лабиринтами. Улицы города могут украсить арт-объекты, интерактивные инсталляции. Их можно созерцать, а можно и создавать. Целевая аудитория: студенты и старшеклассники, семьи с детьми, молодые пары, как череповчане, так и гости города.

Учиться никогда не поздно

Алексей Собакин предложил организовать детский развивающий центр. Идея не новая, нельзя сказать, что эта ниша в городе пустует. Интересные и увлекательные занятия для детей — английский язык, музыкальные уроки, лепка и т. д. — предлагают многие центры и частные детские сады. Ну что ж, детскому развитию и творчеству в Череповце всегда есть место.

Идея Ирины Ершовой — создать в Череповце автогородок. Социальная составляющая проекта — забота о безопасности детей на улицах.

— По статистике, ребенок — участник каждого десятого ДТП, — рассказывает «Речи» Ирина Ершова. — Наибольшее количество ДТП происходит с участием детей в возрасте до 7 лет и 10 — 14 лет. Я считаю, что автогородок поможет увлечь детей, научить их быть осторожными, воспитать личную ответственность за свою же жизнь.

Для тех, у кого душа просит адреналина, проект Максима Пешкова, который намерен создать в Череповце экстрим-центр, где будет в числе прочего скалодром. Заниматься здесь смогут как взрослые, так и дети — конечно, под присмотром.

Нина Симанова обратила внимание на детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее проект — это производство книг для слепых и слабовидящих детей.

— Речь идет об изготовлении рельефных книг, пособий для детей дошкольного возраста на 3D-принтере, — рассказывает «Речи» Нина Симанова. — Я никогда раньше с этим не сталкивалась. В моем окружении нет семей со слабовидящими детьми, но мне это направление показалось важным и интересным. Сделать мир для детей с проблемным зрением ярче, разнообразнее, дать им почувствовать красоту и разнообразие окружающего мира — это важно.

Нине Симановой члены комиссии задали вопрос о рынке сбыта продукции и услуг. Да, он широк — это и специализированные детские сады, школы, и поликлиники, и общественные организации, и родители детей с нарушениями зрения. Рынок сбыта есть, нужно лишь научиться продавать. В этом же далеко не все социальные предприниматели сильны. Вот почему так важна связка власти и бизнеса в этом контексте.

Другой проект — создание студии кружевоплетения — предложила Анна Журавлева.

— Это возрождение интереса к народным промыслам, популяризация кружевоплетения на коклюшках, — говорит Анна Журавлева. — А заниматься этим могут как взрослые, так и дети.

Еще ряд проектов. Предприниматель Ефимова выступила с идеей предоставления парикмахерских услуг на дому людям пожилого возраста, социально незащищенным, инвалидам. Елена Смирнова предложила социальному бизнесу объединиться для общения, взаимодействия и получения помощи в продвижении собственной продукции на площадке рекламно-информационного портала.

Спасти рядового Мурзика

Никого не оставил равнодушным проект Анастасии Ковановой. Она сосредоточилась на помощи животным. Беспризорные собаки и кошки вызывают жалость и у взрослых, и у детей. Однако мы стараемся закрывать глаза на эту очевидную проблему. В подвале почти каждого дома зимуют кошки, на улицах нередко можно встретить неприкаянных собак. Всех жалко. Но всех «беспризорников» домой не возьмешь. А как воспитать у детей гуманное отношение к животным, если мы сами проходим мимо голодного Мурзика или брошенного на произвол судьбы Шарика? Многим знакома и другая ситуация. Домашний питомец давно стал членом семьи: он сыт, упитан, обласкан, живет в тепле. Но куда его девать, если вам нужно ехать в командировку или в отпуск, а никто из знакомых не может приютить вашего любимца? В общем, проблема глубоко социальная, и решать ее нужно — в этом убеждена автор проекта Анастасия. Как решать? Проект отвечает: создать единую электронную базу животных Череповца, построить платную гостиницу для животных, сделать модным заводить себе животное из числа бездомных и т. д. Мы в ответе за тех, кого приручили...

Не выбрасывать пластик

Автор экологического проекта Ирина Волынская предложила идею, которая давно лежит на поверхности. Каждый день горожане выбрасывают в мусорные контейнеры или в урны пластиковые бутылки. Огромное их количество скапливается на полигонах ТБО Череповца. Пластик разлагается очень длительное время, значит, мы ежедневно губим окружающую среду.

— Зачем его выбрасывать, если можно использовать? — говорит автор проекта. — Пяти двухлитровых бутылок достаточно, чтобы изготовить мужскую спортивную футболку, 20 — изготовить утеплитель для зимней куртки, 25 — создать волокно для свитера, 35 — изготовить утеплитель для спального мешка и т. д.

И конечно же, в проекте идет речь о раздельном сборе мусора, о культуре горожан в этих вопросах. С тем, что отходы нужно сортировать, кажется, согласны все. Осталось от слов перейти к делу.

В процессе защиты каждого из проектов члены комиссии дотошно расспрашивали авторов о предполагаемой прибыли. Как объяснила Нина Долгова, социальный бизнес не ставит прибыль во главу угла, но именно по этой причине социальный предприниматель должен особенно тщательно рассчитывать все риски, закладывать резервы прочности и не надеяться на то, что кто-то придет со стороны и поможет. Надеяться нужно в первую очередь на себя.

15 бизнес-проектов защитили горожане, окончившие Школу социального предпринимательства в Череповце, 4 декабря. Это озеленение, экологическая велостанция, детская автошкола и т. д.

Поддержать наш бизнес

Очередной выпуск Школы социального предпринимательства прошел в Череповце на базе Агентства городского развития (его учредители — компания «Северсталь» и мэрия Череповца).

Татьяна Ковачева