Вторая жизнь музея больницы

Более 5 000 экспонатов хранится в фондах отреставрированного музея областной больницы № 2. Среди них — наркозный аппарат XIX века, личные предметы первого главврача больницы, уникальная коллекция предметов, извлеченных из тел пациентов.
Масштабную реконструкцию было решено приурочить к 35-летию музея 2-й областной больницы, которое отмечали 25 ноября. Ремонт и работы по созданию новой экспозиции заняли около года.
По словам главврача больницы Андрея Пулина, из более чем 5 000 единиц хранения в обновленной экспозиции представлены наиболее яркие экспонаты:
— Это и письменные приборы первого главврача нашей больницы Викторина Рождественского, и 17 томов «Реальной энциклопедии практической медицины» 1909 года издания, подаренные музею бывшим главврачом Ольгой Рубиновой из коллекции ее отца. Среди экспонатов есть и операционный журнал, в котором зафиксирована запись о первой операции академика Академии наук СССР Николая Амосова, начинавшего свой трудовой путь в нашей больнице.
Особая гордость хранителя музея Николая Лаврова — наркозный аппарат, привезенный из Ковжинской участковой больницы. Он представляет собой маску и стеклянную градуированную колбу в кожаном футляре.
— В колбу наливается хлороформ или эфир, маска надевается на больного, на маску капается анестезирующее вещество, и больной засыпает, — рассказала Татьяна Лебедева, заведующая отделением анестезиологии-реанимации № 1. — Самое интересное в том, что похожий аппарат был у доктора Мортона, открывшего наркоз в 1846 году.
— В случае чего у нас есть один резервный наркозный аппарат, — пошутил Андрей Пулин.
А вот коллекцию вещей, которые достали врачи из тел пациентов во время операций, собирали долгие годы.
— Здесь и рыбные, и мясные кости, кнопки, ключи, деревяшки, пуговицы, иголки, пластиковые штуки, стекла, перо от ручки, лезвие, шнурки, — перечисляет менеджер по связям с общественностью Надежда Питерцева. — Многие говорят во время еды либо держат во время работы что-то в зубах. Например, одна пациентка, болевшая ангиной, держала во рту пятикопеечную советскую монету: думала, что помогает. Монету женщина проглотила — пришлось оперировать.
Урологическое отделение представило камни из почек и других органов пациентов, причем некоторые камни не только больших размеров, но и повторяют по форме человеческие органы.
Многие хирургические предметы, представленные в экспозиции, не изменились со времен Великой Отечественной войны, а некоторые — остались в прошлом. Это и многоразовые стеклянные шприцы, которые приходилось кипятить перед использованием, и футляр для иголок, в центр которого заливался спирт, и таким образом иголки дезинфицировались.
— Сейчас медицина шагнула далеко вперед, и эта аппаратура вызывает уважение к тем, кто ее использовал, — отметил Андрей Пулин.