Кино не для всех, а для каждого

Высокое кино пробивает путь к череповецкому зрителю через дом на улице Горького, 22а.

Многолетняя деятельность череповецкого Дома музыки и кино подтверждает, что даже два зрителя — это совсем немало, если кинотеатр готов показывать серьезные, глубокого содержания фильмы для каждого, кто на них придет, а не только для прибыли. Тем более что и аншлаг на таких фильмах, когда в зале набирается почти триста зрителей, возможен. О кинотрадициях в Череповце мы беседовали с режиссером кинотеатра Еленой Сходницкой.

Елена Владимировна, по какому принципу отбираются фильмы?

Коммерческое кино всегда найдет зрителя, и мы не игнорируем Голливуд. Я сама в молодости восхищалась «Звездными войнами», «Терминатором», не так давно посмотрела и прочла первые части «Голодных игр», чтобы понять интересы молодежной аудитории. Но все-таки, конечно, мы ориентируемся на российское кино старой, так скажем, школы, с человеческой историей, авторской мыслью, тонкой актерской игрой, глубокими сценами, монологами. На то кино, которому сейчас непросто пробиться к зрителю и особенно к подросткам, растущим на более массовом, зрелищном и агрессивном кинематографе. Именно для подростков, которые склонны все отрицать, но внутренне обо всем задумываются, был показан целый пласт фильмов о жизни Вологодчины во время и после войны. Например, художественный «Рябиновый вальс», документальный «Выпускной на минном поле» о школьницах Оштинского района, мобилизованных уже после войны на разминирование посевных полей. Недавно мы показали фильм Софьи Горленко «Атлантида Русского Севера», посвященный истории Северо-Западного региона, деревянному зодчеству, деревенской жизни, красоте этих мест, уклада и быта. Важное значение имеет для нас социальная тематика. По нашей инициативе в рамках движения «Кинематограф против наркотиков» во всех школах города был показан белорусский фильм «Зоркая Венера». Из развлекательно-экспериментального кино — снятое в Череповце «Заклятие Велеса» Сергея Задорина, фильм интересный, в жанре мистического фэнтези. В том числе и благодаря нашим усилиям этот фильм приняли в программу Берлинского кинофестиваля. Мы внимательно следим за всеми кинофестивалями. К сожалению, у кинотеатра до сих пор нет цифрового оборудования, а оно расширило бы наши возможности в поиске материала.

Как посещаются зрителями эти фильмы?

Насчет «Атлантиды...» мы переживали: все-таки фильм в непопулярном жанре хроники. Но на показ пришло около 200 человек, после просмотра зрители аплодировали стоя. Фильм Лидии Бобровой «Бабуся» и посвященная ему встреча собрали в свое время 280 участников, аншлаг. Но нередко, конечно, приходят один или два зрителя. И мы, разумеется, проводим сеанс, потому что у каждого фильма своя судьба, свой путь к людям — заботясь об этом, мы вносим фильмы в афишу, пользуясь театральным принципом.

Какие фильмы запланированы на ближайшее будущее?

В ноябре мы показываем лучшее из программы фестиваля «Парижский сезон» 2015 года, а также, в рамках проекта «Ностальгия», фильм Романа Либерова «Сохрани мою речь навсегда» (12+) о поэте Осипе Мандельштаме. Для детей — «Тайна красной планеты» (0+), представляющая новое поколение российских мультфильмов.

Чем, по-вашему, объясняется упадок интереса к серьезному некоммерческому кино?

Мировой кинематограф двинулся в сторону зрелищности, спецэффектов, технического правдоподобия, звуковой и операторской работы, а интерес к актерской игре и человеческому содержанию существенно снизился. А ведь кино, как сказал один латиноамериканский режиссер, существует для того, чтобы нас объединить. Но надежда у меня есть. Череповец давно и активно посещают большие российские актеры и режиссеры. В нашем городе бывали Пороховщиков, Пуговкин, Абдулов, не так давно приезжала Вера Глаголева с фильмом «Две женщины». Город задействован в крупном кинофестивале «По реке». И еще с 2005 года нашему кинотеатру присвоен Министерством культуры статус Центра российского кино. А это значит, что кинотрадиция высокого уровня в Череповце существует.

Николай Васильев