«Николай Рубцов был чистейшим рокером»

Персона. Череповчане — в рок-энциклопедии. Главный знаток русского рока собирал информацию о местном роке

Андрей Бурлака назвал Череповец уникальным городом на рок-карте России. Журналист, редактор главного рок-сайта и создатель нескольких энциклопедий о русском роке отметил, что музей Александра Башлачева стал первым в стране музеем рок-фигуры.

«Я приехал в Череповец, потому что давно имел свои планы и свои виды на ваш город, — рассказал петербургский исследователь рок-музыки Андрей Бурлака корреспонденту „Речи“ перед творческим вечером, посвященным шестилетию музея Александра Башлачева. — Мне хотелось окунуться в Череповец как в культурный живой организм. Не один день мы интервьюировали череповецких музыкантов от первых рок-поколений до более молодых ребят. Здесь бы пару недель поработать, и тогда материал о череповецком роке собрался бы более-менее полный, но пока такой возможности нет. Еще на заре своей журналистской работы я понял, что в стране множество городов с интересной культурной историей, но мало где есть люди, которые ей серьезно занимаются. И я стараюсь раскачать местных людей, чтобы они занимались изучением своей культуры. Мне кажется эта работа важной, поскольку для того, чтобы понять, куда будут расти ветки, нужно узнать, откуда растут корни».

Почему в стране так мало музеев, посвященных рок-музыкантам, и нужно ли им почитание подобного рода?

— Им, может быть, и не нужно, это стране нужно. А что касается музеев, то действующий только в Череповце. В Екатеринбурге сделали большую экспозицию, посвященную уральскому року, но экспозиция пока временная. Они хотят сделать на ее основе музей русского рока. Желаю им удачи, хотя, наверное, логичнее было бы открыть подобный музей в Санкт-Петербурге. Но пока переговоры с властями Северной столицы не привели к какому-то прорыву. Нет мемориальных досок и памятников выдающимся рок-музыкантам.

Как вам кажется, музей рока может быть интересен сегодняшнему меломану?

— Думаю, да, в том числе молодому меломану. В нашей стране существуют сотни музеев, и у каждого есть свои посетители. Рок-музыка, что бы кто ни говорил, давно стала частью русской культуры и русского языка. Читаешь какую-то серьезную политическую или экономическую статью и вдруг натыкаешься в заголовке на цитату из Цоя или Гребенщикова. Цитируют, значит, надеются на мгновенное узнавание самых разных читателей, значит, стало классикой. Уверен, музей рока был бы интересен даже тем, кто его не слушает: там могут быть какие-то артефакты, инструменты знаменитостей, музыкальная пресса, пластинки, фотографии...

Вы объявляете о том, что в вашей энциклопедии содержится информация о тысяче рок-групп, а вам бы хотелось достигнуть цифры в пять тысяч. По каким критериям вы вносите группы на страницы энциклопедии?

— Пять тысяч — условная цифра, рок-групп может быть и 10 тысяч, и 20 тысяч, я буду только рад. Я беру в энциклопедию те коллективы и тех музыкантов, которые сыграли определенную роль в культурном контексте на определенном историческом отрезке. Причем это необязательно должны быть известные на всю страну группы. Если музыканты сделали что-то на местном уровне, повлияли как-то на своих земляков, они также достойны включения в число избранных. Часто бывает так, что какой-то любительский коллектив, игравший на танцах и быстро распавшийся, заряжает и заражает собой целое поколение местных жителей или будущего мэтра, признанного всеми. Корни и истоки я стараюсь видеть, раскапывать и не забывать.

ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) вы причисляете к рок-направлению?

— Смотря какие. «Поющие гитары» в моей энциклопедии, разумеется, есть. Как и «Песняры», «Ариэль» или «Добры молодцы», которые пытались сказать свое слово, сделать что-то новое. Были заняты творческим поиском, иначе говоря. Многие хорошие коллективы, принадлежащие к чистому року, искали обходные маневры и уходили в эстраду или даже фольклор — соединение народных мотивов с роком дало очень интересный результат.

Как искусствовед как вы относитесь к термину «русский рок»?

— Смотря по тому, что называют этим термином. Морщусь, когда русским роком называют нытье на двух аккордах и ненастроенных гитарах о том, что все плохо и жизнь не удалась. Противно, когда русским роком называют всю самодеятельность (дурную, к сожалению), лишь бы была гитара и нечесаный патлатый исполнитель. Это, мягко говоря, несправедливо. Но некоторые эксплуатируют этот образ. В 80-е годы (я был внутри процесса, а потому знаю) делалась некоторая скидка для качества исполнительского мастерства музыкантов во имя новизны этого жанра. Считалось, что ребята научатся играть в процессе становления и с лихвой отработают этот аванс. И многие действительно научились. Но далеко не все. Есть у термина «русский рок» и другая крайность — это появившиеся в 90-е и нулевые годы группы поп-направления, которые мимикрируют под рок-музыку, не имея к ней никакого отношения. Отличие рока от попсы очень простое: рок-музыкант говорит со сцены то, что хочет сказать, а поп-музыкант — то, что от него хотят услышать.

Играть научились, а что со словами песен? Свой след в поэзии русский рок оставил?

— Думаю, да, в том числе в большой поэзии. Возьмем Александра Башлачева, который сегодня признан одним из выдающихся русских поэтов второй половины XX века. Многие считают, что Башлачев был в русском роке чужим, но вычленить его из этого контекста тоже нельзя. Саша пришел в рок вовсе не случайно. В то время, когда он стал творить, самым ярким и живым явлением в нашей культуре была рок-музыка, и он инстинктивно потянулся к ней. Вообще, если говорить о поэзии, то, по-моему, сейчас хорошие стихи снова вошли в моду. Посмотрите, какое количество поэтических вечеров проводится в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Последний вопрос — сакраментальный. Русский рок жив?

— Жив, и будет жить, и раньше жил веками. То, что сейчас мы называем роком, в далеком прошлом называли иначе и выражали иначе. Сегодня проходил мимо бюста поэта Николая Рубцова — по времени он не попал в рок-движение, но по своей внутренней сути был чистейшим рокером. Пока будут рождаться молодые люди, которым будет что сказать миру под аккомпанемент гитары, синтезатора или домры — все равно чего, рок будет существовать. Талантов множество, особенно в провинции, и меньше не становится. Скажу честно, я каждую неделю натыкаюсь на какую-то новую интересную молодую группу.

Сергей Виноградов