35media.ru

Педагоги школ и детских садов владеют русским языком

Учителя и воспитатели написали творческие работы

Завершился муниципальный этап третьего областного конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности». Победителями признаны Ксения Елистратова (школа № 34), Евгений Шалашов (школа № 17) и Ольга Цветкова (детсад № 12).

Всего в первом этапе приняли участие 18 педагогов из 14 школ и детских садов Череповца. Газета «Речь» публикует сегодня отрывки из их работ.

Ксения Елистратова, учитель школы № 34, размышляет, как пробудить у детей интерес к русскому языку: «Для того чтобы полюбить язык, нужно прежде всего знать, что в нем любить, наблюдать за ним, видеть, что он живой. У нас же таковых наблюдений мало. Мы (а вслед за нами и обучающиеся!) больше воспринимаем язык как набор жестких правил и очень далеких от жизни конструкций. А он-то как раз и есть самый нужный инструмент для жизни. Мы говорим на одном языке с друзьями, на другом — с официальными лицами, на третьем — в профессиональных сообществах. Вот оно... искусное, правильное, грамотное владение языком. Он в первую очередь должен использоваться в разных вариантах, помогая нам быть успешными в разных ситуациях. Нужно наблюдать за тем, как говорят другие, как говорим мы сами, анализировать свою речь, оценивать ее. Это и будет являться стимулом к тому, чтобы язык изучали, старались найти наиболее адекватные средства для выражения своих мыслей. И этим нужно заниматься именно в школе.

<...> Не поленитесь, зайдите на любой форум. Люди пишут (и пишут они это не в порядке «стеба»): «канать в лету», «кануть в лето», «многое лето», «рыдать на взрыв», «обвенчаться успехом», «взболтнуть лишнее», «зомбировать почву», «плот воображения», «дать обед молчания», «бойня титанов», «ни в суп ногой», «навоз и ныне там», «носиться со списанной торбой», «у горбатого могила справа», «воздастся с торицей», «до белого колена», «в ежовых рукавах», «встать на дубы», «во тьме таракани», «наладом дышит», «как Христос за пазухой», «притча воязыцы», «те пуньте вам на язык», «из-за кромов», «агниевы конюшни», «пожимать плоды», «через трение к звездам»...

Учитель школы № 17 Евгений Шалашов нашел причину, почему, сменив несколько профессий, вернулся к учительству: «Свою трудовую карьеру я начинал двадцать семь лет назад в школе-интернате, где мне посчастливилось познакомиться с замечательным педагогом (к сожалению, ныне покойным) — Юрием Ивановичем Котовым, который как-то сказал: „Школа — это болезнь!“

„Как же!“ — подумал я и, отработав год, уволился.

Увы, было поздно. В первый же год меня успел укусить какой-то неизвестный биологам микроорганизм, заразивший свою жертву непреодолимой тягой к школе...

<...> Школа — это живой организм. Если хотите — биосоциальная система. Однако организм свое-образный, потому что существовать в нем могут только те, кто инфицирован неким вирусом...»

«Кто такой воспитатель? — размышляет в своей работе Ольга Цветкова, воспитатель детского сада № 12. — Мне казалось, что это неинтересная профессия, а ее смысл заключается в наблюдении за детьми, чтобы кушали, играли, не дрались, пока их не заберут родители. Скучно... Сейчас я вспоминаю, какой я была, и понимаю: самое страшное, что современные родители думают точно так же». Но сама Ольга Николаевна считает уже по-другому: «Чтобы работать воспитателем, нужно быть многогранной личностью. В своей профессии я могу быть юристом — читать и изучать законы, постановления по вопросам образования, педагогики, психологии и гигиены. Врачом — в случае травмы ребенка окажу первую медицинскую помощь. Психологом — ежедневно я устанавливаю контакты с детьми, общаюсь с родителями. Писателем — я пишу планы, разрабатываю сценарии занятий. Конечно, я могу быть и артистом — устраиваю развлечения в группе. Я могу быть художником, музыкантом и певицей... Разве это может быть скучным? „Детство — каждодневное открытие мира“, — писал В.А. Сухомлинский. И я открываю этот мир вместе с детьми».

Ирина Ромина